Белорусский бензин вытесняет топливо из Литвы
Белорусская нефтяная компания укрепила позиции на украинском рынке бензина, нарастив в I квартале 2020 г. поставки на 10,6%, до 148 тыс. т, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (134 тыс. т). Об этом enkorr со ссылкой на оперативные статистические данные сообщили в «Консалтинговой группе А-95».
Доля белорусского бензина в балансе украинского рынка в І квартале 2020 г. выросла на 4 п.п. с 31% до 35%, по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года.
Рост поставок, по словам трейдеров, стал результатом продажи бензина в пакете с дизельным топливом по терм-контрактам на 2020 г. Напомним, на одном из двух тендеров на поставку дизельного топлива на 2020 г. «Белорусская нефтяная компания» поставила обязательное условие покупки бензинов в объеме не менее 40% от заявленного объема ДТ.
Увеличение импорта из Беларуси привело к 14%-му снижению поставок из Литвы: с 76 тыс. т в I квартале 2019-го до 65 тыс. т за первые три месяца текущего года. Поставки бензина группой Orlen с польских НПЗ в I квартале 2020 г. не осуществлялись, тогда как в прошлом году в этот период в Украину поступило 8,5 тыс. т.
Производство бензина на украинских НПЗ, по оценкам «Консалтинговой группы А-95», в І квартале 2020 г. повысилось на 1%, до 211 тыс. т. Доля украинского бензина в балансе рынка выросла с 49 до 50%.
В целом баланс рынка бензина в первом квартале составил 425 тыс. т, что практически соответствует объему рынка за аналогичный период 2019 г. (427 тыс. т).
Напомним, что по итогу 2 месяцев 2020 г. рост рынка бензина составлял 7%. В марте же, из-за снижения спроса в связи с карантином, поставки бензинов на рынок сократились на 12%.
Как сообщалось ранее, баланс украинского рынка бензинов в 2019 г. составил 1,95 млн т, что на 1,3% больше 2018 г. Производство украинскими НПЗ в 2019 г. повысилось на 10% (на 84 тыс. т), до 908 тыс. т. Импорт в 2019 г. сократился на 5,6% или на 56 тыс. т и составил 1,03 млн т.
В 2018 г. «Укртатнафта» начала лоббировать введение заградительных пошлин на импорт бензинов из Беларуси, мотивируя необходимостью защиты внутреннего производителя против субсидированного импорта. В конце 2019 г. от этой идеи в «Укртатнафте» временно отказались, начав кампанию против импорта российского ДТ и СУГ. Также «Укртатнафта» продолжает настаивать на пересмотре ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ, из-за роста популярности которого потребление бензинов в последние годы снижалось.