ВАЗ-2105: поздний, но великолепный юбиляр
45 лет назад с конвейера сошла легендарная «пятёрка» — ВАЗ-2105. Этот автомобиль, ставший символом эпохи, появился на свет в непростое время. Он был обречён на споры и критику, но в итоге заслужил любовь миллионов. История его создания — это история о том, как советский автопром пытался угнаться за временем, сохраняя верность своим принципам.
Почему «пятёрка» опоздала?
Решение о глубоком рестайлинге модели ВАЗ-21011 было принято лишь в конце 1974 года. Техническое задание появилось в 1975-м, когда завод уже переживал смену руководства и столкнулся с новыми вызовами. Почему так поздно? Дело в том, что ресурсы завода были направлены на другие проекты, такие как «Чебурашка» и «Нива». Последняя, кстати, изначально планировалась как массовая модель, но из-за неудач с «Чебурашкой» её производство сократили до 25—50 тысяч единиц в год.
Финансирование новых проектов было урезано, и ВАЗ-2105 пришлось разрабатывать в условиях жесткой экономии. Тем не менее, конструкторы справились с задачей. Уже к 1977 году были готовы первые пять образцов новой модели, что стало настоящим прорывом.
Дизайн: выше головы
Экстерьер ВАЗ-2105 стал результатом кропотливой работы дизайнера Владимира Степанова. Он сумел сохранить узнаваемые черты «жигулей», но при этом добавил современные элементы. Например, чёрные рамки вокруг фар и отсутствие форточек в дверях визуально омолодили автомобиль. Степанов не стал копировать западные тренды, такие как интегральные бамперы или необычная оптика, что сделало «пятёрку» стильной, но не вычурной.
Интерьер также претерпел изменения. Проектный вариант был более лаконичным и стильным, чем у предшественников. Однако из-за ограниченных производственных мощностей от некоторых идей пришлось отказаться. Например, цветовые вариации пластика салона так и не были реализованы.
Технические новшества
ВАЗ-2105 стал настоящим прорывом с точки зрения технологий. Среди ключевых нововведений:
- Ременный привод распредвала, который вызвал немало споров, но в итоге доказал свою надёжность.
- Бортовая система диагностики, которая стала редкой, но полезной фишкой.
- Регулируемые из салона зеркала и фары, что было редкостью даже для зарубежных автомобилей.
- Улучшенная система отопления с обогревом заднего стекла и заслонкой «зима/лето».
Однако не все инновации прижились. Например, пятидырчатые диски так и не удалось довести до нужных характеристик, а щётки фар стали редким аксессуаром.
Трудности производства
Освоение новой модели проходило тяжело. Завод столкнулся с нехваткой мощностей, проблемами смежников и текучкой кадров. Даже через два года после начала производства Папа (так называли генерального директора ВАЗа) критиковал подготовку модели, отмечая, что вопросы до конца не решены.
Тем не менее, к 1983 году «пятёрка» вышла на проектную мощность. Появились модификации с полуторалитровым двигателем, а в 1985 году модель даже получила Знак качества, правда, ненадолго.
Наследие «пятёрки»
ВАЗ-2105 стала последним значимым проектом эпохи «классических» Жигулей. Она доказала, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно создавать достойные автомобили. Несмотря на все трудности, «пятёрка» нашла своего покупателя и стала символом своего времени.
Сегодня, спустя 45 лет, ВАЗ-2105 остаётся в памяти автолюбителей как пример того, как упорство и талант могут преодолеть любые препятствия. С юбилеем, легенда!