История строительства Волжского автозавода: воспоминания инженера-новатора
Дорогие читатели! Мы продолжаем серию публикаций, посвященных истории создания Волжского автомобильного завода (ВАЗ) и людям, которые стояли у его истоков. Сегодня мы расскажем о малоизвестных фактах из воспоминаний Геннадия Васильевича Калашникова – выдающегося инженера, возглавлявшего отдел промышленных и гражданских сооружений Центрального научно-исследовательского института строительных металлоконструкций имени Н.П. Мельникова. Его книга «Воспоминания», выпущенная в 2018 году тиражом всего 50 экземпляров, содержит уникальные подробности о проектировании и строительстве легендарного завода.
Начало масштабного проекта
Конец 1966 года стал отправной точкой для одного из самых амбициозных проектов советской эпохи – строительства Волжского автозавода в Тольятти. Отдел промышленных сооружений №1 (ОПС-1), в котором работал Калашников, взял на себя ответственность за проектирование стальных конструкций для более чем десяти корпусов будущего завода. Это был не просто промышленный объект, а символ индустриальной мощи страны.
Генеральным проектировщиком выступил институт «Гипроавтопром», архитектурно-строительную часть разрабатывал московский «Промстройпроект», а стальные конструкции, включая уникальные фермы и покрытия, создавались под руководством Калашникова и его коллег. Особое внимание уделялось главному корпусу завода, который должен был стать сердцем производства.
Инновации в промышленном строительстве
Главный корпус ВАЗа был настоящим инженерным чудом. Его площадь составляла 520 тысяч квадратных метров, а внутри планировалось разместить три конвейерные линии для сборки 660 тысяч автомобилей в год. Особенностью конструкции стали стальные фермы пролетом 24 метра, которые должны были выдерживать нагрузки от подвесных конвейеров. Эти конвейеры, транспортирующие детали вдоль и поперек цеха, требовали повышенной жесткости конструкций.
Руководитель отдела Андрей Иванович Петраков провел масштабную работу по расчету нагрузок и разработке новой конструктивной системы. Впервые в СССР было применено покрытие из профилированного оцинкованного листа, разработанного специально для этого проекта. Испытания показали, что горизонтальные нагрузки от конвейеров эффективно гасятся в их конструкциях, что стало важным открытием для промышленного строительства.
Командная работа и масштабные достижения
Проектирование и строительство ВАЗа стали примером концентрации интеллектуальных и экономических ресурсов страны. Более 200 тысяч тонн стальных конструкций были спроектированы, изготовлены и смонтированы в рекордные сроки. Это стало возможным благодаря слаженной работе множества ведомств:
- Генподрядчик – Министерство электростанций СССР;
- Основной субподрядчик – Минмонтажспецстрой СССР;
- Генпроектировщик – Минавтопром СССР.
Калашников подчеркивает, что такие масштабные проекты могли быть реализованы только благодаря централизованной системе управления, где все ресурсы находились в руках профессионалов.
Личные впечатления и воспоминания
Одним из самых ярких воспоминаний Калашникова стала его первая поездка на строительную площадку ВАЗа. Он участвовал в конференции молодых специалистов, где итальянская фирма «FIAT» представила фильм о создании модели «FIAT-124», ставшей прототипом для легендарной «копейки» – ВАЗ-2101. Это было первое знакомство инженера с современными технологиями автомобилестроения.
Еще одним запоминающимся моментом стала экскурсия на Куйбышевскую ГЭС. Грандиозная плотина и машинный зал с мощными турбинами произвели на Калашникова неизгладимое впечатление. Однако, когда он спросил экскурсовода о том, кто проектировал станцию, ответ был неожиданным: «Не знаю. На первом месте – рабочий класс, а проектировщики – кто их знает?».
Заключение
Строительство Волжского автозавода стало не только техническим, но и социальным феноменом. Это был проект, который объединил тысячи людей, от инженеров до рабочих, и оставил неизгладимый след в истории страны. Воспоминания Геннадия Калашникова позволяют взглянуть на этот процесс изнутри и оценить масштаб усилий, которые потребовались для реализации такого грандиозного замысла.