Почему новые автомобильных технологии не устраивают настоящих водителей
Посмотрел ролик о сравнении автопилотов — «тесловского» и «вольвовского». Собственно, автопилотом и то, и другое можно назвать, разве что, с маркетинговой точки зрения. (А что-то кардинально иное вряд ли появится в обозримом будущем. Но этот ролик заставил задуматься несколько о другом. Даже если бы ко мне попала машина с такой системой, включал ли бы я её, и если да, то когда? Об этом написал в своем блоге автоюрист Вадим Володарский.
Прежде всего: да, я люблю водить. Но общение показывает, что водить любят многие, а вкладывают в это понятие все что-то своё. Не говоря уже о том, что кто-то по бездорожью ездит, а кто-то спорткары любит. Для кого-то любовь к вождению — это чистая скорость по трассе… А я, например, если на мотоцикле, то иногда, когда не спешу, специально еду медленнее, чем мог бы. Чтобы продлить удовольствие. Ну, мотоцикл — это вообще особая статья. Но даже если говорить об автомобиле, что такое удовольствие от вождения? Очевидно, прежде всего — чувствовать, что автомобиль реагирует на твои действия.
Я сейчас езжу периодически то на старом «Лендкрузере», полностью лишённом какой-либо электроники (кроме сигнализации и магнитолы), то на «Смарте», с его АБС, проиивобуксовочной системой, роботизированной коробкой, системой старта в гору, и т.д., и т.п. Обе машины не особенно скоростные. Понятно, что они разного назначения, но сейчас разговор о другом.
Так уж случилось, что, видимо, я хорошо чувствую физически машину. Может быть, потому жив и здоров, потому что, когда на предыдущем мотоцикле у меня лопнула рама, остановиться успел до того, как она развалилась окончательно, именно потому, что почувствовал еле заметные изменения в поведении мотоцикла. Если бы не почувствовал, руль вместе с передней вилкой остался бы у меня в руках на скорости 90… (Рулевой стакан оторвало напрочь.)
Так вот, может быть, из-за этого — есть разница в ощущениях. Когда автомобиль непосредственно реагирует на твоё физическое воздействие на органы управления, и когда между тобой и физической реакцией есть «посредники» в виде электроники. Может быть, для кого-то они незаметны или еле заметны. Или «блокирует» твои собственные действия. Единственным исключением, пожалуй, является АБС. Потому что, во-первых, при обычном, не экстренном торможении не работает (если нормально настроена). Во-вторых, то, что она делает, обычный водитель самостоятельно сделать не может… Всё остальное — связь между водителем и машиной разрывает. Электронная педаль газа, роботизированная (или с электронным управлением) коробка передач, и т.п. Я понимаю, зачем всем этим напичкали тот же «Смарт», с точки зрения его назначения (город) и специфики (задний привод, короткая база, довольно мощный для его веса мотор и т.п.). Но тем не менее… Это мешает в полной мере насладиться процессом вождения как такового. Неважно, в городе или на трассе.
Автопилот, даже такой «недоавтопилот», этого удовольствия однозначно лишит полностью. Именно ощущения этой реакции автомобиля, которое куда важнее, чем скорость, чем вжимающая в кресло динамика, и так далее. И, кстати, по этой же причине у меня большой вопрос к электромобилям с точки зрения наличия этого удовольствия от вождения. Потому что там эта физическая связь и непосредственность реакции, без «посредников», отсутствует по определению.
Теперь перейдём к стороне, так сказать, практической.
Этот автопилот мало того, что выполняет ограниченное количество функций (фактически он может удерживать машину в полосе, а также на дистанции до впереди идущей, но при наличии разметку, и может двигаться в пробке). Так он ещё не видит ям на дороге (актуально в наших условиях), он «уступает» подрезающим, если в принципе их видит, что отнимает время. Но самое главное — он не освобождает водителя от контроля за дорогой. Он требует готовности взять управления на себя в случае возникновения какой-то ситуации, на которую не рассчитан. И требует периодических прикосновений к рулю. Автор этого же канала в другом видео, о путешествии на «Тесле» по Европе, говорит, что автопилот, скажем, в случае ремонта дороги въедет в дорожные конусы, а потом в яму… Как мы помним по ДТП «Теслы» с белым фургоном в Америке, на нарушителей система может и не среагировать. То есть и тут нужна обычная для водителя концентрация.
То есть степень требуемого внимания к дороге с автопилотом практически не отличается от степени внимания, которая требуется без такового. Более того. Ехать по трассе, просто удерживая машину в полосе, — это самое простое, что может быть для водителя. И наименее утомительное. Особого смысла перекладывать именно это на машину — я не вижу. Если отвлечься от дороги всё равно не могу.
Езда в пробке? На самом деле, утомительна она, только если на механике. Но на механике автопилот невозможен в принципе. Только на автомате/роботе, либо на электромобиле. Но если нам не надо переключать передачи, то ничего особо утомительного в том, чтобы просто поддерживать дистанцию в заторе, нет. Особенно, если мы всё равно не можем отвлечься. Потому что между машин пешеходы бегают, ямы тоже никто не отменял, да и за светофорами следить всё равно нужно. Автопилот цветов не различает.
Вот думаю: в какой ситуации я бы его включил? Ну, попробовать ради интереса, работает ли и если да, то как. А для практики? Ну, не знаю… Вот не представляю, в каких условиях и зачем…
Автор текста Вадим Володарский