Как сделать пятиступенчатую коробку из четырехступенчатой
1. Что было.
До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач 2101, которая устанавливалась на все «Жигули». Затем появилась КПП 2121 с «повышенным» рядом, предназначенная для «Нивы» и ВАЗ-2106. В 1979 году завод освоил выпуск КПП 2105 для нового семейства машин. Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все «Жигули» и «Ниву». А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году. Однако запчасти к ним выпускались очень долго, поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений.
В чем их отличие? Начнем с первичного вала. 2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне, 2121 - 19 зубьев. А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев (фото 1). Средняя розничная цена - 550 рублей.
Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный. У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи - 15. У 2121 - 28 и 15 соответственно. На венце промежуточного вала 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем. Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14. Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105. Единственное отличие - резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода (фото 2). Вместе с болтом его можно купить за 520 руб.
Вторичные валы в сборе у всех «четырехступок» взаимозаменяемы. Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи. Их две - универсальная для 2101 и 2121 и уникальная - для 2105. Внешне они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона. Отличие в диаметре: 2101 - 96.8 мм, 2105 - 98.8 мм (фото 3).
У «пятиступки» вторичный вал свой (фото 4). Стоит он в среднем 550 руб.
2. Что будет.
Если коробка передач древняя (2101 или 2121), то проще, пожалуй, сменить агрегат в сборе. А в случае с 2105 стоит попробовать. Итак, к четырехступенчатой коробке передач 2105 докупаем промежуточный и вторичный валы. К последнему также - блок шестерен пятой передачи. Набор (фото 5) состоит из ступицы, муфты, шестерни пятой передачи с синхронизатором (1500 руб.), блока шестерен пятой передачи и заднего хода (400 руб.) и маслоотражательной шайбы (20 руб.) (фото 6).
Промежуточную шестерню заднего хода оставляем прежнюю, а вот ее ось придется заменить. Старая имеет две опоры - в картере коробки передач и задней крышке. У «пятиступки» опора в крышке отсутствует. Модернизированная ось закреплена в картере гайкой, а не выступом стопорной пластины (фото 7). Если тратиться на новую пластину не хочется, можно оставить старую, удалив выступ.
Изменился и привод переключения передач. Комплект штоков и вилка включения пятой передачи и заднего хода (фото 8) обойдутся в 420 руб.
Плюс механизм выбора передач (фото 9) - еще 650 руб.
В старой крышке пятая передача не поместится - нужна новая - 1500 руб. (фото 10). Если у вас «Нива», поищите ту крышку, что с заглушкой под привод спидометра (место указано стрелкой).
Но и это не все. Понадобятся новый датчик включения фонарей заднего хода -30 руб. (фото11),модернизированная опора силового агрегата - 40 руб. (фото 12) с поперечиной 2107-1001100 - 40 руб. и подшипник блока шестерен - 70 руб.
3. Итог
Новая пятиступенчатая коробка передач стоит около 11000 рублей. Затраты на самостоятельную переделку составят около 5000 руб. (цифра приблизительная). Плюс - не поддающееся оценке моральное удовлетворение - сам делал!
knaight