Евро-7 сильно ударит по автопрому
В ЕС готовятся к введению нормы Euro 7, которые грозят автопрому штрафами, прекращением инвестиций и даже полным запретом на двигатели внутреннего сгорания. AUTO-Consulting выяснил насколько все серьезно.
Чересчур активное стремление ЕС к чистому воздуху может иметь серьезные экономические последствия. Негативные. Об этом предупреждают в Европейской Ассоциации автопроизводителей АСЕА.
Хотя, на самом деле, в процессе декарбонизации участвуют не только автопроизводители, на которых сосредоточено все внимание и все санкции Еврокомиссии. По данным АСЕА, на транспорт приходится только 30% вредных выбросов и 25% парниковых газов. Не потому ли цели, поставленные Европейской Комиссией не выполняются.
Европейский Союз преследует цель снизить интенсивность выбросов парниковых газов от топлива, продаваемого для автомобильного транспорта, до 6% ниже уровня 2010 года. Это предусмотрено в целевых показателях ЕС в области климата и энергетики на 2020 год. Однако, согласно показателю данных о качестве топлива ЕАОС, интенсивность выбросов снизилась только на 3,7% в период с 2010 по 2018 год. В основном, из-за увеличения использования биотоплива. Таким образом, не удалось достичь ориентировочной цели сокращения на 4% к 2017 году.
Поэтому, чтобы достичь поставленных целей по вредным выбросам, с 2026 года только автомобили с нулевым уровнем выбросов будут классифицироваться как экологически чистые. Это означает, что гибридные модели потеряют свой «зеленый» знак и уже не будут засчитываться в общем зачете по вредным выбросам модельного ряда. Соответственно, чтобы укладываться в нормы для новых автомобилей (в среднем 95 г CO2/км), соблюдение которых уберегает от штрафов, европейские автопроизводители добавляют в свои модельные ряды автомобили с нулевым уровнем выбросов.
Так, например, генеральный директор PSA Peugeot Citroen Group Карлос Таварес заявил, что компания больше не будет инвестировать в двигатели внутреннего сгорания. Не случайно, продажи полностью электрических автомобилей в ЕС подскочили на 71% за первые три квартала 2020 года. Беда в том, что их общий объем это - всего только 4% от продаж всех новых автомобилей.
Чтобы стимулировать развитие электротранспорта, в ЕС хотят ввести новые правила оценки инвестиций в автопром. Автопроизводителям необходимо будет соблюдать жесткие ограничения на выбросы, чтобы их деятельность была классифицирована как устойчивые инвестиции. В соответствии с правилами зеленого финансирования, которые вступят в силу в конце 2021 года, ЕС будет определять, какие именно инвестиции могут быть засчитаны, как «устойчивые».
Критериями оценки будет «существенный вклад» в борьбу с изменением климата или адаптацию к нему. В соответствии с этими правилами, производство автомобилей будет считаться «устойчивым» капиталовложением только в тех транспортных средствах, которые выбрасывают менее 50 г CO2 на км. Такое требование будет распространяться и на легковые и на грузовые автомобили весом менее 3,5 т.
Кроме того, в ЕС стремятся заставить поставщиков финансовых продуктов раскрывать, какие инвестиции соответствуют этим критериям, чтобы избежать «зеленого промаха». А также, чтобы продукт не представляли как экологически чистый, если он не соответствует требованиям. Таким образом, считают в ЕС, можно будет направить частные инвестиции в проекты с низким уровнем выбросов углерода.
Европейская комиссия опубликовала предложения по правилам зеленого финансирования на прошлой неделе, открыв их для общественности, прежде чем доработать в этом году. Буквально сразу последовала реакция Европейской Ассоциации автопроизводителей. Здесь заявили, что правила зеленого финансирования могут привести к тому, что автопроизводители будут изо всех сил пытаться собрать средства, необходимые для очистки их автопарков.
Такая ускоренная электрификация очень волнует автопроизводителей. Они обеспокоены ближайшим будущим двигателей внутреннего сгорания, которые все еще играют большую роль. Поэтому ACEA и CECRA написали комиссару Бретону, чтобы во время дебатов по Euro 7 из поля зрения не исчезли двигатели внутреннего сгорания. И они просят Комиссию предоставить такие письменные гарантии государствам-членам.
Кроме того, коалиция заинтересованных сторон в сфере транспорта и энергетики, в которую входят IRU, Европейская Ассоциация автопроизводителей (ACEA), Европейская ассоциация автомобильных поставщиков (CLEPA), FuelsEurope и Ассоциация автомобилей, работающих на природном газе (NGVA) также написала в Европейскую комиссию письмо. В нем выражена озабоченность по поводу того, как Консультативная группа по стандартам выбросов транспортных средств планирует внедрение стандарта Euro 7. Члены коалиции также хотят, чтобы для новых правил Euro 7 были четко определенны цели. А новые целевые показатели выбросов загрязняющих веществ, соответствовали потребностям и были экономически эффективными. И чтобы заинтересованные стороны имели достаточно времени для анализа данных по вредным выбросам, прежде, чем будут приняты окончательные решения.
Понятно, что таким образом автопроизводители хотят выиграть время и избежать штрафов, поскольку не всегда успевают адаптировать свои новые модели к быстро ужесточающимся нормам ЕС. Но для этого есть и объективные причины. Дело - в карантине.
Поскольку ситуация с COVID-19 ухудшилась, многие государства ЕС снова вводят локдаун или скоро будут заблокированы. А дилерские центры в них либо закрыты, либо продают очень мало автомобилей. В результате создается ситуация, когда у дилеров образуются запасы транспортных средств. Проблема в том, что эти авто соответствуют текущим стандартам выбросов. Но уже станут “грязными” по новым стандартам для легковых автомобилей и легких фургонов, которые вступят в силу 1 января 2021 года. Количество таких транспортных средств намного превышает возможные объемы продаж до конца года. А это значит, что в 2021-м производителям могут грозить штрафы, так как они не впишутся в средние показатели по вредным выбросам.
Не исключено, что нераспроданные остатки ставших “грязными” для ЕС в 2021 году моделей, приедут в Украину.