ДВС: прогноз ведущих автопроизводителей
Как говорится, слухи о скорой кончине двигателей внутреннего сгорания (ДВС) сильно преувеличены. И тому есть серьезные причины. AUTO-Consulting выяснил какие.
Европа, постепенно увеличивает количество зон, куда въезд автомобилям с ДВС запрещен. В Калифорнии (США) продажа и покупка авто с ДВС будет запрещена уже в 2035 г. Эти и другие регулярные сообщения о том, что “грязный” транспорт на бензине и дизтопливе вот-вот окажется под запретом, заставляет автомобилистов подумать о замене своего старенького надежного авто на новомодный электрокар. А государственные программы стимулирования - подстегивают к их покупке.
Есть и более изощренные способы. Так, на прошлой неделе Французский парламент начал рассмотрение Проекта закона о бюджете, в котором планируется более, чем вдвое увеличить штраф, который покупатели должны платить, исходя из выбросов углекислого газа автомобилями. Таким образом, правительство второго по величине после Германии автомобильного рынка Европы, намерено взимать до 50 000 евро в год с покупателей, например, Lamborghini Urus и Aventador, Ferrari Portofino и 812, Porsche 718 Spyder и 911, а также - Bentley Flying Spur, Rolls-Royce Ghost и Cullinan и автомобили Mercedes AMG и G-класса.
Разговор об отказе от ДВС завели в Евросоюзе, в связи с так называемым “Зеленым соглашением”. В соответствии с ним, в модельной линейке автомобильных производителей каждый год должно появляться все больше и больше электрокаров и гибридов. Тогда они будут укладываться в нормы вредных выбросов и их не оштрафуют.
Тем не менее, похоже, немцы стали брать пример у японцев. Автопроизводители из Страны восходящего солнца стараются не менять детали и компоненты автомобиля на новые, если и старые неплохо работают. Теперь и немецкие автомобильные гиганты - Audi, Mercedes-Benz и Porsche заявляют, что несмотря на тенденцию электрической мобильности, списывать в утиль автомобили с ДВС, да и сами силовые агрегаты внутреннего сгорания - пока рановато.
Так, технический директор Volkswagen AG Маттиас Рабе уверен, что у двигателей внутреннего сгорания все еще есть будущее, несмотря на ужесточение требований по выбросам диоксида углерода (CO2). Это будущее он связывает с синтетическим топливом, сделанным из биомассы или биоматериалов. И приводит в пример авиационную промышленность, где синтетическое топливо используется уже давно и пользуется большим спросом. В интервью британскому изданию Autocar Рабе заявил, что
Это смелое заявление, с учетом того, что VW намерен стать мировым лидером по производству электрического транспорта и к 2029 году выпустить 75 полностью электрических автомобилей, а также 60 подзаряжаемых гибридов (PHEV).
Синтетическое топливо , а также синтетический газ еще с 2015 года пробуют для массовой эксплуатации в своих автомобилях Audi. Эти виды топлива изготовлены без применения нефти и обладает октановым числом, равным 100, причем в них не содержится ни серы, ни бензола, что делает сгорание менее токсичным.
Глава отдела исследований и разработок Audi Маркус Дюсманн считает, что компании не стоит отказываться от развития двигателей внутреннего сгорания, несмотря на то, что марка собирается до 2025 года вывести на рынок 20 чистых электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Об этом он заявил в интервью изданию Automotive News. По словам Дюсманна, поскольку спрос на машины с ДВС есть, в том числе и на модификации с дизельными двигателями, отказываться от них преждевременно. Больше того, босс Audi считает, что дизели - самые эффективные из всех двигателей внутреннего сгорания. Топ-менеджер также предполагает, что дизельные машины все еще будут какое-то время популярными в Европе, пока власти их окончательно не запретят. А вот на развивающихся рынках наибольшим спросом продолжат пользоваться автомобили с бензиновыми двигателями.
Генеральный директор Porsche Оливер Блум заявил, что серийное использование синтетического топлива в легковых автомобилях может стать реальностью примерно через десять лет. На отраслевом совещании Блюм сказал, что синтетическое топливо «не будет конкурировать с электромобильностью, а скорее дополнит использование автомобилей с батарейным питанием. Об этом сообщило информационное агентство dpa. Это означает, что в будущем будут использоваться не только электрические двигатели, но и автомобили с двигателями внутреннего сгорания, ставшие экологически чистыми за счет синтетического топлива. Он также добавил, что технический прогресс снизит затраты на синтетическое топливо с нынешних более десяти евро за литр до примерно двух евро к 2030 году. Что позволит осуществить массовое внедрение такой технологии.
Планы по выпуску машин, способных работать на «синтетике» вынашивает McLaren. А в Mazda надеются создать биотопливо из микроводорослей.
Даже в Daimler Mercedes, несмотря на то, что здесь создали отдельный электрический бренд EQC и планируют полностью электрифицировать весь модельный ряд, очень осторожно относятся к ДВС. На прошлой неделе Производственный совет Daimler предостерег автопроизводителя от сосредоточения внимания исключительно на электромобильности.
Хотя, японских авто во французском “черном” списке нет, они, в данном вопросе единогласны с немцами. Одна из самых инновационных компаний в автопроме - Honda, считает, что власти ряда стран слишком торопятся вводить полный запрет на авто с ДВС. В частности, вице-президент Honda Europe Ян Хауэллс раскритиковал стремление властей Соединенного Королевства как можно быстрее пересадить всех на электрический транспорт. По мнению топ-менеджера, не стоит рассматривать электромобили как «единственное верное решение» экологических проблем, ведь это лишит потребителей одного из основополагающих прав - права выбора.
Если посмотреть на происходящее объективно, станет понятно, что речь идет не только о праве выбора. Далеко не последнюю роль играют деньги. Ведь весь мировой автопром больше столетия вкладывал огромные средства в разработку и усовершенствование ДВС. Кроме того, отказываясь от ДВС, автомобильные гиганты с давней историей, как бы “обнуляются”, открывая дорогу китайским производителям электрокаров и многочисленным стартапам. Не говоря уже об интересах крупнейших производителей и продавцов углеродного топлива, и их разветвленных сетях АЗС.
Да и у электрической мобильности есть собственные проблемы. Так немецкая ассоциация по защите прав потребителей vzbv, на прошлой неделе заявила о том, что цены в точках зарядки электромобилей в Германии непрозрачны. Клиенты часто не знают, сколько им придется платить за киловатт-час, и сталкиваются с резко более высокими ценами без какой-либо видимой причины, - сообщают в vzbv. Также, вместо того, чтобы платить за количество потребляемой электроэнергии , клиентам иногда приходится платить за время, которое они проводят в точке зарядки.
И еще немцы не верят в чистоту электрокаров и их благотворное влияние на климат. По данным исследования немецкой Национальной академией наук и инженерии (acatech), доля людей, сомневающихся в том, что электрические автомобили являются экологически чистой альтернативой, увеличилась с 48% в прошлом году до 59% в нынешнем.
Для Украины в создавшейся ситуации есть плюс. Во-первых, к нам поедут невостребованные в ЕС новые и подержанные автомобили с ДВС. Во-вторых, - мы получим запас времени для развития у себя инфраструктуры электро зарядок. А может - и бензин с дизтопливом, в результате низкого спроса в мире, подешевеют. Что же касается прорыва в области электротранспорта в самой Украине, то пока нет оснований на это серьезно рассчитывать. Нет, декларации от чиновников, конечно, есть, но реальными действиями они не подкрепляются.