Автофиксация ПДД: главное пополнить бюджет?
Какова главная задача автоматической фиксации нарушений ПДД: собрать с водителей побольше штрафов или повысить безопасность на дорогах? AUTO-Consulting проанализировал статистику ДТП до и после начала работы автоматической фото- и видеофиксации нарушений, и сделал интересные выводы.
О том, что с 1 июня в Украине начала в реальном (а не в тестовом) режиме штрафов работать автоматическая фото- и видеофиксация нарушений ПДД, автомобилисты уже знают. А многие даже успели получить “письма счастья”. Хотя, пока камеры установлены только в Киеве и области, и фиксируют только превышение скорости.
Уже в первый день работы камер было зафиксировано 57 880 случаев нарушений скоростного режима, а в последний день месяца - 13 325, то есть в 4 раза меньше. Постановлений об админправонарушении за месяц было отправлено нарушителям 398 410 шт. Из них уже оплачено 219 040 штрафов за превышение скорости. Всего за 30 дней работы системы на счета государственного казначейства поступил 31 млн. 908 тыс. 746 гривен и 98 копеек.
Хорошие деньги. В среднем одна из 50-и работавших камер за месяц уже заработала 638 тыс. грн. А что это дало для безопасности на дорогах?
По статистике МВД, за первое полугодие 2020 года в целом по стране было зафиксировано 72394 ДТП. И если сравнивать этот показатель с прошлым годом, то количество аварий на дорогах Украины уменьшилось на 1%. А вот количество ДТП с потерпевшими, к сожалению, увеличилось. По сравнению с прошлым годом - на 3,9%, а ДТП со смертельным исходом стало больше - на 11,3%. Киев - лидер по ДТП в Украине. Здесь за полугодие произошло 17 508 аварий. При этом, в столице, за первое полугодие улучшились все показатели: ДТП стало меньше на 9%, аварий с потерпевшими - меньше на 8,4%, погибло на 21,7% меньше людей. Интересно, что в Киеве количество аварий по вине водителей за этот период уменьшилось почти на 17%, а по вине пешеходов - наоборот увеличилось на 5%.
По той же статистике, в первом полугодии, в целом по стране ежедневно происходило 400 ДТП. В прошлом году этот показатель был 404. В Киеве за полугодие произошло 17508 ДТП, значит, в среднем за день получается около 97 аварий.
А теперь посмотрим, сколько ДТП произошло в июне, когда начала работать фото- и видеофиксация нарушений ПДД. Как повлияло это нововведение на аварийность в стране в целом, и в столице и области, где работали камеры - в частности.
Как бы странно это не звучало, но статистика за июнь показывает рост количества ДТП. И в целом по стране, и в Киеве. По данным МВД, в целом по стране в июне произошло на 11,8% больше ДТП, по сравнению с прошлым годом. А в Киеве - почти на 1% больше. Это - 105 аварий в сутки. Правда, при этом в столице стало на полпроцента меньше ДТП с потерпевшими, на 46% меньше ДТП с погибшими и на 7% меньше аварий с травмами.
Получается, что камеры не так уж сильно напугали нарушителей? То есть, в целом, на количество нарушений ПДД по стране, столичные камеры повлияли слабо. Хотя, тут надо оговориться: камеры фиксируют нарушение ПДД, а статистика МВД - дорожно-транспортные происшествия. И это разные вещи, ведь нарушение Правил не всегда приводит к аварии.
А может дело в том, что превышение скорости - не главная причина ДТП? Посмотрим статистику МВД. Оказывается, что действительно, за первое полугодие 2020 г из-за превышения скорости произошло всего 164 ДТП. И это - почти на 9% больше, чем в прошлом году. А если сопоставить эту цифру с общим количеством ДТП за полугодие, получится, что на превышение скорости приходится менее 4,5% аварий. При этом, как мы уже говорили, за месяц работы камер было зафиксировано почти 400 тысяч нарушений скоростного режима. Получается, что пока камеры автоматической фиксации больше работают на пополнение государственной казны, а не на безопасность дорожного движения.
По статистике МВД, наибольшее количество ДТП происходит из-за превышения не установленной, а безопасной скорости - 2590 аварий за полугодие. На втором месте - нарушение правил маневрирования - 1663 ДТП за полугодие. На третьем - нарушение правил проезда перекрестка - 806 аварий, на 4-м - управление ТС в нетрезвом состоянии - 632, на пятом - несоблюдение дистанции - 621 авария. Вот и получается, что пока камеры работают на пополнение государственной казны, а не на безопасность дорожного движения.
Реально повлиять на количество нарушений и ДТП, фото- и видеофиксация сможет тогда, когда камеры начнут фиксировать, например, нарушение правил проезда перекрестков и пешеходных переходов, маневрирования, выезд на встречную полосу и переход дороги в неустановленном месте. А количество самих камер - увеличится. Для их закупки и установки уже за первый месяц собрали достаточно средств.