Выбросы, большие штрафы и... дизель снова в деле
Совсем немного времени прошло с начала 2020 года, и глобальных изменений на украинском автомобильном рынке пока не предвидится. Но на рынке Европейского Союза — совсем наоборот. 2020 — это год введения новых стандартов выбросов для двигателей внутреннего сгорания. Что значат эти 95 г/км СО2 для легковых авто? И почему это настолько важно?
Автопроизводители в ЕС обязаны соблюдать нормы выбросов, установленные Европарламентом и Комиссией. Иначе за каждую (!) отдельную машину компании будут получать штраф. Большой ли штраф? Судите сами, 95 евро за один грамм превышения нормы. То есть, к примеру, если изготовленный в 2020-м автомобиль будет выбрасывать 115 г/км СО2, компания обязана будет заплатить 1900 евро штрафа. И так — с каждого экземпляра отдельно. А суммарное количество штрафов, если автомобили продолжат выбрасывать столько же, сколько и раньше, будет равно примерно 33 млрд евро. Повод задуматься.
Toyota RAV4 Нybrid 2019-го модельного года выбрасывает 100-102 г/км СО2.
В 2018 году средние выбросы СО2 новых автомобилей составляли 120 г/км. То есть сейчас «усредненный» новый автомобиль нужно сделать экономичнее на 21%. И это действительно сложно. Есть ли обходные пути, «лазейки» для компаний-автопроизводителей? Есть, но только пока что.
Во-первых, не все 100, а 95% процентов новых автомобилей должны будут уложиться в норму 95 г/км. Этот переходной период будет действовать ровно один год, до начала 2021. Но это, наверное, даст возможность компаниям продлить самым «грязным» своим моделям жизнь хотя бы немного.
Во-вторых, существуют льготы (так называемые super-credits) за изготовление автомобилей с низким показателем выбросов. Низким является выброс, равный или меньший за 50 г/км. По сути, под него попадают лишь гибриды и электрокары. То есть если автомобили с ДВС какой-то из компаний пока не готовы встретиться с новыми правилами, систему можно «задобрить» изготовлением гибридов либо «электричек». Но действовать такой подход будет лишь в 2020-2022 годах.
В-третьих, задействован и коэффициент веса автомобиля. Если автомобиль весит больше от усредненного значения, за каждые дополнительные 100 кг можно к выбросу автомобиля добавить еще 3.33 г/км.
Возможно, по крайней мере во время переходного этапа 2020-2022 годов, дизельные моторы действительно станут реальной альтернативой бензиновым агрегатам большего объема. Ведь выбросы CO2, к примеру, Golf Sportsvan, равны 120 г/км и в случае бензинового 1.5-литрового турбомотора, и в случае 2.0-литрового турбодизеля. Количество сил равное — 150, а вот крутящего момента у TDI, конечно же, больше, — 340 против 250.
Mercedes-Benz GLE 350 de hybrid Coupe использует 2.0-литровый турбодизель и электромотор.
Очевидным также является факт, что «заряженные» версии некоторых моделей все больше будут комплектоваться двигателем с меньшим объемом (бензиновым либо дизельным, оба варианта сейчас успешно практикуются) и электрическим «довеском» со все большей производительностью.
А вот главный вопрос — таков. Готов ли европейский потребитель к такому количеству электрокаров и гибридов? Ведь они дороже в производстве, чем автомобили с ДВС, соответственно, дороже и их конечная стоимость. Не упоминая уже об инфраструктуре, которая не просто должна быть в наличии, но и должна обеспечивать увеличившийся спрос на электроэнергию.