У китайского конкурента Tesla закончились деньги
Акции китайского стартапа Nio Inc. рухнули на фоне удручающих финансовых результатов за второй квартал этого года. Компания проводит экстренную реструктуризацию бизнеса и сокращает персонал, но без дополнительного привлечения капитала ей не выжить – своих денег хватит всего на пару недель.
Компания Nio Inc. была основана в 2014 году и на фоне десятков других амбициозных китайских стартапов, желающих разбогатеть на производстве премиальных электромобилей, выглядела весьма перспективно. В то время как большинство конкурентов лишь планируют выйти на рынок в следующем десятилетии, Nio уже в середине прошлого года запустила в продажу на китайском рынке электрический кроссовер ES8. Автомобиль имеет привлекательный дизайн и достойные технические характеристики (полный привод, 653 л.с., 355 км на одной зарядке), но покупают отечественную чудо-машину китайцы неохотно: с июля по декабрь прошлого года реализовано 12 807 экземпляров, а в первом полугодии 2019-го – лишь 6690.
Руководство Nio объясняет почти двукратное снижение спроса на свою первую массовую модель торможением китайской экономики, общим обвалом на китайском рынке новых автомобилей, сокращением государственных субсидий на покупку электрокаров и торговой войной между США и Китаем, из-за которой рухнули продажи автомобилей премиум- и лакшери-сегментов.
Нам же проблема видится в другом: минимальная цена на Nio ES8 составляет 448 тысяч юаней ($62 600), в то время как Tesla Model 3 с запасом хода в 460 км обойдётся китайскому потребителю в 328 тысяч юаней ($45 900). С такой ценовой политикой успеха добиться трудно, практически невозможно.
В мае Nio выпустила на рынок более доступный кроссовер ES6, но за два месяца (май, июнь) продан всего 791 экземпляр. Стоит ES6 от 358 тысяч юаней ($50 100), то есть всё равно очень дорого. Вдобавок в июне компания была вынуждена отозвать 4803 автомобиля из-за риска самовозгорания, что изрядно подмочило репутацию бренда Nio.
Результат закономерен и печален. Во втором квартале этого года убытки компании, по данным Reuters, составили 478,6 млн долларов, что на 25% больше убытков первого квартала. Совокупные убытки, накопленные с 2014 года, достигли 6 млрд долларов. Публикация отчёта привела к очередному падению стоимости акций Nio Inc. на Нью-Йоркской фондовой бирже, на которую китайская компания вышла в сентябре прошлого года. На старте размещения инвесторы давали по 9,9 доллара за акцию, пиковая цена зафиксирована в марте 2019-го (10,06 доллара), после чего началось стремительное падение. К середине сентября цена за одну акцию снизилась до 3,21 доллара, а на сегодняшний день опустилась уже до 1,75 доллара. Такими темпами акции Nio скоро превратятся в обычные фантики.
Чистая выручка компании во втором квартале этого года составила всего 198,4 млн долларов, на 8% меньше, чем в первом квартале. Финансовые аналитики считают, что с текущим объёмом ликвидности компания протянет всего пару недель, после чего ей будет нечем платить по счетам. Вполне возможно, что деньжат подбросит холдинг Tencent, изначально поддерживавший Nio, но для этого руководство Nio должно убедить инвесторов, что шансы на выживание есть.
На данный момент Nio заканчивает плановое сокращение персонала с 9900 до 7800 человек, после чего будет объявлено о новых увольнениях. Вместе с тем компания намерена вложиться в сеть небольших, камерных (площадью менее 200 м2) автосалонов Nio Spaces, сравнительно недорогих и быстро организуемых – к концу этого года должно появиться 200 таких торговых точек, которые охватят более ста китайский городов. Вкупе с программами лизинга и подписки это должно подстегнуть продажи. О выходе на международные рынки, судя по всему, пока говорить не приходится.
Между тем Nio потратила много денег на имиджевый проект EP9 – электрический гиперкар мощностью один мегаватт (1360 л.с.), который стал самым быстрым серийным электромобилем Нюрбургринга: он проехал легендарную трассу за 6 мин 46 с. Увы, серийный статус «китайца» вызывает сомнения – якобы было выпущено 10 экземпляров, но в свободной продаже их никто не видел. Машина засветилась в популярных автомобильных шоу типа Grand Tour и повысила узнаваемость бренда Nio, но монетизировать её компании не удалось, то есть пиар-проект лишь увеличил убытки.
Для других электромобильных брендов потенциальный крах Nio – тревожный симптом: ясно, что дорогие «электрички» из Поднебесной мало кого интересуют даже при наличии качественного дизайна и инжиниринга. В США и Европе собственных стартапов теперь столько, что иные последователи Греты Тумберг признают, что рынок электромобилей оказался перегрет уже в начальной фазе своего развития – миф о глобальном потеплении может похоронить не одну автомобильную корпорацию и, как следствие, стать причиной нового кризиса в мировой экономике. На его фоне о Nio никто и не вспомнит.