Функции мотошлема: на что обратить внимание?
Когда обсуждается мотоэкипировка, многие по ошибке на первое место выносят ее внешний вид. Байкерская субкультура всегда привлекала молодежь именно специфическими атрибутами, интересной атмосферой. И специальная экипировка, несомненно, является частью этой атрибутики, что заставляет многих начинающих мотоциклистов выбирать те варианты, которые выглядят более «круто». В этой статье мы рассмотрим не такой приятный, но гораздо более важный аспект выбора мотоэкипировки. Сосредоточимся на физике защиты головы внутри шлема.
Мотошлем как второй череп
Противоречивое утверждение, которое, на самом деле, весьма близко к истине. Одной из основных функций мотошлема является защита черепа от травм во время падения с мотоцикла. Многочисленные краш-тесты дали возможность создателям данных изделий установить, что нужно соблюдать идеальный баланс между весом шлема и его прочностью.
Дело в том, что слишком лёгкий шлем не имеет достаточной прочности и раскалывается, не выдерживая ударных нагрузок во время первого контакта с поверхностью дороги. В свою очередь слишком тяжелый шлем во время перегрузок (а падение с мотоцикла – это перегрузки примерно до 3G, то есть около 30% перегрузки, которую испытывают космонавты при запуске ракеты) может повредить шею, вплоть до перелома позвоночника.
Решением стало применение сверхлегких композитных материалов, состоящих из пластика, укрепленного кевларовыми волокнами или другими составами, обеспечивающими повышение прочности при сохранении малого веса. Объединяя позитивные качества кевлара (непревзойденная прочность) и пластика (обтекаемая форма и малый вес), шлем представляет собой легкую скорлупу, способную распределить силу удара.
Теперь немного физики: как череп защищает мозг от ударов. Будучи очень крепкой костью, он принимает шок (удар) в определенную точку, но распределяет по всей своей поверхности, снижая силу воздействия в конкретной точке. Но природа не предусмотрела, что люди будут двигаться со скоростью под 150 км/час фактически без защиты, потому подобные воздействия наш череп не выдерживает. Значит, ему нужно помочь.
Помощь заключается в том, что обтекаемая поверхность мотошлема, распределяя удар по всему шлему, уменьшает силу удара в определенной точке, а значит на череп приходится гораздо меньше нагрузки. Удар все равно будет, но не такой сильный, и он не будет представлять угрозу жизни. Важное условие для этого – плотное прилегание шлема к голове. Если голова внутри шлема болтается, удар не распределится равномерно, а опять-таки придется на одну точку, хоть и внутри шлема. Ясное дело, толку от такой защиты будет мало.
Подводя итоги первой части, нужно учитывать, что мотошлем должен быть выполнен из современного кевларового композита, иметь достаточно легкий вес и плотно сидеть на голове мотоциклиста.
Мотошлем как мини-кабина
Существует два основных вида шлемов, это открытые и закрытые шлемы. Функция открытых сводится только к защите от возможных ударов и ограничивается «вторым черепом». В свою очередь закрытые шлемы представляют собой более сложную конструкцию, которая выступает еще и своего рода лобовым стеклом.
Во время езды на высокой скорости в лицо могут попадать жуки, грязь, пыль, мелкие камешки и прочий мусор. Шлем с закрытым лицом обеспечивает надежную защиту. Однако цена этому – увеличение веса изделия.
В итоге
Выбирая шлем, нужно учитывать не его внешний вид и дизайн, а материал корпуса, вес, материал защитного стекла (если оно предусмотрено). Нужно примерять шлем и следить, чтобы он сидел на голове плотно и удобно. Кроме того, важно, чтобы корпус был обтекаемый и без каких-либо дополнительных украшений. Тогда шлем выполнит свои главные, защитные, функции на все 100%.