Льготы на электрокары в Украине: почему не заискрилось

02.11.2018 15:09

Льготы на электрокары в Украине: почему не заискрилось

Через 2 месяца заканчивается льготный период на ввоз электромобилей, которые на сегодняшний день освобождены от всех налогов. AUTO-Consulting проанализировал, кто выиграл, а кто проиграл от действующих льгот на электрокары.

Какие новые электромобили доступны сегодня в Украине. Цены и пробеги

Для того, чтобы сделать вывод о том, насколько действующие с начала года льготы, повлияли на популярность электромобилей в Украине, достаточно проанализировать статистику продаж.

По данным AUTO-Consulting, за 9 месяцев 2018-го новых электрокаров в нашей стране было реализовано на 32% больше, чем за 9 месяцев 2017-го. На первый взгляд – неплохо. На самом деле, если проценты перевести в реальные штуки, окажется, что это всего на сотню больше: 367 шт. в 2018-м и 276 шт. в 2017-м. А объем продаж новых электромобилей среди всех продаж новых авто на рынке составляет меньше 1% — всего 0,6%. И он вырос с прошлого года всего на 0,1% от всего рынка новых автомобилей. То есть, мягко говоря, ажиотажа не наблюдается.

Среди лидеров продаж новых электрокаров – BMW i3, Tesla Model S, Renault ZOE, Hyundai Ioniq. А также – единичные продажи новых (2017-2018 г.в.) KIA Soul, smart Electric Drive, Mercedes-Benz B-Class.

Совсем другие цифры, по данным AUTO-Consulting, наблюдаются в сегменте подержанных электрокаров. Тут, по сравнению с прошлым годом, зафиксирован вдвое больший рост продаж – 78%. И цифры здесь на порядок выше. С 1896 шт. (за 9 месяцев 2017 г), продажи в 2018-м выросли до отметки 3371 шт. Это составило около 4,5% от импорта б-у легковых автомобилей.

На первом месте по продажам среди б/у электрокаров — Nissan Leaf, который иногда хорошо подержанным и немножко битым возят из США. Этой модели в общем объеме б/у электрокаров – 67%. На втором месте, с большим отрывом – потерявшие гарантию Tesla Model S и X – 5,6%. На третьем BMW i3 – 5%.

Получается, что льготы для электромобилей стимулировали ввоз к нам подержанных электрокаров. У некоторых из них, аккумуляторные батареи на последнем издыхании. И легко предположить, что в ближайшие пару лет, в рядах этого электромобильного секонд-хенда начнется массовый «падеж». А вслед за ним – проблемы с утилизацией того, что перестало быть транспортным средством. Ведь покупать новую дорогостоящую (около $10 тыс.) батарею для морально устаревшего автомобиля неразумно. А чтобы продать его кому-то даже по дешевке, надо хорошо поискать покупателя-«чайника».

К сожалению, украинцы не могут воспользоваться льготной программой замены АКБ для Nissan Leaf, которая действует во многих странах мира и позволяет заменить батарею взамен прежней. Украинские дилеры Nissan так и не начали официальные продажи Leaf и по этой причине не смогут помочь покупателям сэконд-хенда.

Сегодня в правительстве обсуждается вопрос, стоит ли продлевать льготный период для электромобилей? Есть предложение о том, чтобы льготы продлили, но заменить их налоговой скидкой, то есть вычитать из уплаченных налогов после покупки. Вариант достаточно сложный и не вызывающий большого доверия: государство никогда ничего быстро не возвращало. А значит – стимулирование будет чисто символическим.

Но то, что электрокарам необходимы дополнительные стимулы, сегодня очевидно. Если даже отмена всех ввозных налогов не привела к электромобильному буму, то сам по себе этот рынок будет долго завоевывать популярность. Если, конечно, кто-то действительно заинтересован в развитии этого вида транспорта в нашей стране. Ведь практически все зарядки (за редким исключением) сегодня стали платными.

А скорость зарядки и число самих зарядных станций в стране растут очень медленно. Так что без дополнительных стимулов – никак. Не смотря на любовь к природе, наши автомобилисты не будут переплачивать за электрокары, если в приобретении этого вида транспорта не будет реальной выгоды.

Продлят ли льготы на электромобили на 2019 год?

И очевидно, что преференции, засунутые в последний момент в закон о Бюджете-2017, без четкой стратегии кого и что стимулируем, простимулировал только утилизацию поврежденного электротранспорта.

В этой связи стоит обратить внимание на опыт Норвегии, где парк электромобилей уже превысил 50% всего автотранспорта. В свое время в Норвегии, чтобы стимулировать продажи электромобилей, сделали для их зарядки бесплатное электричество, для электрокаров — бесплатную парковку, построили необходимое количество зарядок, разрешили движение по полосе для общественного транспорта, плюс – дали налоговые льготы. А когда Норвегия стала №1 по количеству электрокаров на душу населения, льготные программы начали постепенно сворачивать.

То есть, государство само регулировало этот процесс. А в Украине, похоже, не совсем понимают, что именно хотят стимулировать. Не говоря уже о том, как. Ведь по большому счету, льготный период для импорта электромобилей не принес ожидаемого всплеска продаж. Не принес он и денег в бюджет в виде налогов (фактически эти средства государство потеряло). Единственным положительным моментом стала возможность заработать импортерам подержанных электрокаров. Неужели в этом и состоял глобальный замысел?

Источник

Читайте также
Фотогалерея