Когда водителя нельзя привлечь к ответственности используя радар TruСam
Всю прошлую неделю полиция штрафовала водителей за нарушение скоростного режима использую радары TruСam. Тем не менее, многие водители до сих пор считают, что приборы используются незаконно. Мол, они не сертифицированы. На самом же деле это не так. А штрафы если и выписываются ошибочно, то совсем по другим причинам.
Так автоюрист Владимир Караваев заверил журналистов, что применение полицией радаров TruСam абсолютно законно.
«У TruСam есть и сертификация, и поверка, и даже соответствие ДСТЗИ (госстандарт защиты информации). То есть по всем параметрам лично у меня претензий к этим приборам нет», – заметил Владимир Караваев.
Однако необоснованные обвинения водителей в превышении скорости при использовании TruСam возможны. Ошибки связаны с местами, в которых будут осуществлять измерения.
«Открываем пункт 12.10 ПДД. Там сказано, что водителя нельзя привлечь к ответственности, если знаки, ограничивающие скорость, установлены с нарушением требований данных правил или стандартов. Обратите внимание на слово «стандартов». В Украине основной стандарт, связанный с дорожными знаками, – ДСТУ 4100-2014. И его требования нередко нарушаются. Поэтому, если в месте, где зафиксирована скорость авто, знаки установлены с нарушением правил (они описывают, в каких случаях вводится постоянное или временное ограничение скорости) или установлен факт нарушения стандартов, это дает водителю основание, ссылаясь на пункт о стандартах, обжаловать штраф», – пояснил Владимир Караваев.
Автоюрист также рассказал о типичных случаях необоснованных штрафов.
«Согласно стандартам самый распространенный знак, обозначающий начало населенного пункта (на белом фоне), устанавливается на фактической границе застройки. То есть там, где начинается первое здание, – уточнил Владимир Караваев. – Но зачастую эти знаки устанавливают за километр до начала фактической застройки. Это нарушение. Стандарты и Конвенция о дорожных знаках и сигналах четко говорят: если дорога имеет две и более полосы для движения в одном направлении, знак должен дублироваться с левой стороны.
Для чего это делается? Если по правой стороне едет фура, а я двигаюсь слева, то знак, установленный с правой стороны, я, естественно, не увижу. У нас знаки зачастую не дублируют. Поэтому водители их не заметят и будут оштрафованы необоснованно».
Еще один нюанс, говорит эксперт, связан со знаком 3.29, ограничивающим скорость.
«Очень часто на трассе можно увидеть, что этот знак установлен с табличкой 7.2.1 «Зона действия». Как правило, она рассчитана на 1 км и 3 км. И если в этом случае водителя привлекут к ответственности, такое решение будет необоснованным. На самом деле в стандарте четко сказано: табличка 7.2.1 со знаком 3.29 не применяется (его нет в перечне знаков, предусмотренных для этой таблички). Более того, если мы обратим внимание на назначение этой таблички, то увидим, что она уменьшает зону действия знака. А зона действия знака, как известно, – до ближайшего перекрестка
Следовательно, эта табличка не может увеличивать действие знака за перекресток. Так что, если водитель проехал ближайший перекресток и набрал скорость, а его за 2 км от места установки знака привлекают к ответственности за превышение, то это прямое нарушение стандарта. Согласно пункту 2.10 ПДД водителя нельзя привлекать за это к ответственности», – рассказал Владимир Караваев.
Чтобы не допустить несправедливых штрафов, руководство полиции должно провести с сотрудниками обучающую работу и следить за тем, чтобы в местах, где измеряют скорость, не было нарушений ни ПДД, ни стандартов. Но и самим водителям желательно ознакомиться со стандартами, чтобы понимать, когда их штрафуют обоснованно, а когда нет.