Особенности устройства систем охлаждения ДВС
Особенности устройства систем охлаждения ДВС
Все устанавливаемые на автомобилях двигатели внутреннего сгорания оборудуются системами охлаждения (СО). Вне зависимости от особенностей конструкции, эти устройства выполняют две основные функции:
- Отводят в атмосферу излишки тепла, образующиеся при сгорании топлива, предотвращая повреждение деталей ДВС, чувствительных к воздействию высоких температур.
- Поддерживают температурный режим, оптимальный для достижения высокого КПД силового агрегата.
Их эффективность оказывает непосредственное влияние на работу двигателя.
Воздушное охлаждение
Такая конструкция применяется как на бензиновых, так и на дизельных моторах. Она состоит из двух основных компонентов:
- Теплоотводящих пластин, закреплённых на блоке цилиндров, ГБЦ и картере. Изготовленные из металла с высокой теплопроводностью, они увеличивают площадь теплообмена.
- Вентилятора с ремённым или электрическим приводом, направляющим поток воздуха на пластины и ускоряющим отвод тепла.
К преимуществам подобного технического решения принято относить:
- Конструктивную простоту.
- Снижение массы конструкции благодаря отсутствию наличия охлаждающей жидкости.
Основным недостатком является низкая эффективность при работе силового агрегата на пиковых режимах.
Жидкостное охлаждение
Увеличивающая массу автомобиля, но повышающая надёжность работы ДВС в тяжёлых условиях эксплуатации, жидкостная система получила большее распространение. Поэтому на её устройстве мы остановимся подробнее. Она состоит из:
- Рубашки СО, заполняемой водой или антифризом.
- Теплообменника, в просторечье именуемого радиатором.
- Помпы (циркуляционного насоса).
- Вентилятора.
- Термостатического клапана (термостата).
- Расширительного бачка.
- Регулирующих и контролирующих датчиков.
- Соединительных патрубков.
Деталей довольно много. И у каждой из них есть своё назначение:
- Рубашка СО, состоящая из каналов, размещённых в теле ГБЦ и вокруг цилиндров, обеспечивает доступ охлаждающей жидкости (ОЖ) к компонентам ДВС, подверженным наибольшему нагреву.
- Радиатор ускоряет отвод излишков тепла. Как и рубашка, он заполняется ОЖ, имеет трубчатую или сотовую конструкцию и выполняется из материалов с высокой степенью теплопроводности. Для производства теплообменников используются медные пластины или более доступный по цене, но менее долговечный алюминий.
- Помпа заставляет жидкость циркулировать, ускоряя теплообмен. В зависимости от конструкции силового агрегата, она приводится в действие с помощью приводного ремня, электродвигателя, зубчатой или цепной передачи.
- Вентилятор создаёт направленный на радиатор поток воздуха, необходимый для отвода тепла. Крыльчатки, вращаемые электродвигателями, хорошо зарекомендовали себя на автомобилях с поперечно установленными силовыми агрегатами. На машинах с продольно размещёнными двигателями предпочтение отдаётся вентиляторам с ремённым приводом.
- Термостат ускоряет прогревание ДВС, на начальном этапе работы перекрывая доступ ОЖ к радиатору. В этом случае принято говорить, что жидкость циркулирует по малому контуру. При увеличении температуры терморегулируемый клапан открывается, направляя ОЖ в теплообменник и обеспечивая её циркуляцию по большому контуру.
- Расширительный бачок играет роль компенсационного резервуара, в который поступают излишки расширяющейся при нагреве жидкости. В его крышке смонтирован клапан, поддерживающий оптимальное давление.
- Датчики, отслеживая изменения температуры, отправляют сигналы на включение исполнительных устройств (электродвигателей вентиляторов или циркуляционных насосов) и передают информацию на панель приборов.
- Соединительные патрубки – это могут быть резиновые, пластиковые, алюминиевые или медные трубы https://metromet.ru/catalog/mednyy-prokat/mednie-truby/ – объединяют все компоненты в единое целое.
Выход любой из перечисленных деталей из строя становится причиной возникновения проблем в работе системы охлаждения. Если не устранить поломку своевременно, двигатель может получить серьёзные повреждения.