Причины возникновения возгораний на АЗС
Статистика МЧС показывает, что вне зависимости от степени ответственности руководства к обеспечению требований пожарной безопасности на АЗС регулярно случаются возгорания. Существует ряд причин возникновения пожаров на таких объектах.
Возгорания на АЗС: причины
Статистические данные утверждают, что к основным причинам возгораний стоит отнести:
-
природные факторы (грозовые разряды);
-
самовозгорание горюче-смазочных материалов из-за электризуемости топлива;
-
неисправная проводка электросети или отсутствие герметичности осветительных приборах;
-
использование открытого огня при ремонтных работах и профосмотрах оборудования и топливораздаточных колонок.
Один из показательных случаев - возгорание бензовоза в марте 2017 года в Камне-на-Оби (Алтайский край). При сливе ГСМ были нарушены требования пожарной безопасности, случилось возгорание топлива с последующим взрывом легковоспламеняющейся жидкости. Черный столб дыма наблюдали жители города, а пожарные расчеты трудились по повышенному рангу, пришлось привлекать дополнительные силы и средства. Обошлось без жертв, но пожар причинил немалый материальный ущерб и заставил работать сотрудников МЧС в чрезвычайном режиме.
Основной причиной пожара было названо несоблюдение правил техники безопасности. Чтобы лучше понимать суть произошедшего, стоит вспомнить школьный курс физики, ведь электризация топлива является основным источником опасности при использовании резервуаров трубопроводов и топливораздаточных колонок. Вспомним опыт, когда при трении стеклянной палочки о кусок шерсти возникает электрический разряд. Тот же самый процесс происходит в процессе перекачки топлива.
Электризация нефтепродуктов: суть процесса
На заправочных станциях электризация топлива возникает на следующих этапах:
-
прохождение через фильтры;
-
удары нефтепродуктов о стенки емкостей;
-
прокачка жидкостей по рукавам и трубопроводам;
-
разбрызгивание топлива в воздухе при падении с высоты.
Заряды наэлектризованных частиц жидкости передаются на поверхности емкостей и резервуаров. Если на металлических элементах отсутствует заземление, то на них копится статическое электричество. Напряжение всего в 300-350 В способствует возникновению искры, температуры которой достаточно для воспламенения воздушно-топливной смеси.
Профилактика возгораний на АЗС
Чтобы предупредить воспламенение от разряда статического электричества нужно строго выполнять требования:
-
надежного заземления автоцистерн, трубопроводов и стационарных емкостей в процессе слива-налива топлива устройство заземления (также в заземлении нуждаются металлические пожарные резервуары);
-
исключения возможности разбрызгивания топлива и заправки техники открытой струей;
-
предупреждения образования паровоздушных горючих смесей.
Понимание сути физических процессов и соблюдение требований норм пожарной безопасности позволяет сократить до минимума возможность несчастных случаев на АЗС.