Основные мотивы лирики ахматовой
Анна Андреевна Ахматова – одна из наиболее значимых фигур в русской литературе ХХ века, она была переводчицей, литературоведом и поэтессой. Ее творчество пришлось на очень сложный и тяжелый период, когда бушевали войны и революции, кардинально менялось мировоззрение людей и жизненные устои. Нельзя не согласиться со словами К. Паустовского, который сказал, что «Анна Ахматова – целая эпоха в поэзии нашей страны». Анна Ахматова со всей страной переживала революционные годы, массовые репрессии, потерю своих близких и родных, военные годы. Все эти события повлияли и отразились на ее творчестве, ее стихи вобрали в себя все те переживания и волнения, которые испытывала поэтесса со всеми людьми. Но, как известно, творчество Ахматовой не сразу стало известно, его долгое время замалчивали и поддавали цензуре, не только при ее жизни, но и в течение более двух десятилетий после ее смерти. Но давайте все-таки разберемся, в чем же заключаются основные мотивы лирики Ахматовой.
Другие интересные статьи:
Три этапа в творчестве Ахматовой, отличающиеся своими мотивами
Первый этап считается юным или начальным в творчестве Анны Ахматовой. Он начинается примерно с 1912 года, когда выходят ее первые сборники «Вечер» и «Четки». В молодости поэтесса примыкала к акмеистам (это литературное течение, которое противостояло символизму и выступало за материальность и предметность образов, а также за точность слова), которые оставили свой след в ее творчестве. Основными чертами творчества Ахматовой в этот период считается верность нравственным основам бытия, тонкое понимание и осознание психологии чувства, осмысление и понимание трагедий ХХ века, а также личные переживания. Что касается лирики ее первых книг, то в них отчетливо видны любовные мотивы. Это чувство дано лишь в кризисные моменты, такие, как взлеты и падения, признания и отказы, встречи и разрывы. Современники отмечали, что ее лирике характерна романность, каждая книга стихов похожа на лирический роман. Тему любви она разрабатывает по-новому, так, драматизм страсти заключается в отношениях между двумя характерами, а также психологическом подходе. В своих стихах Ахматова воссоздает женскую сущность, избегая каких-либо обобщений: абстракций, символичности. Любовь в понимании поэтессы – это то чувство, которое выступает смыслом жизни для героини, это естественное состояние сердца. Также в ее стихах прослеживается некая сдержанность, ее стихи позволяют лишь предположить настоящую глубину и силу страсти. Ахматова выступает за женскую независимость и гордость, индивидуальность и внутреннюю свободу. В поэзии поэтессы существует лирическая героиня – как ни удивительно, тоже поэт. Женская тема является доминирующей в ее стихах: ее предназначение, цель. Кроме этих мотивов, в ее стихах можно встретить исторические и библейские мотивы, а также затрагивается тема России, которая ассоциируется у нее с Царским селом – город величия и культуры. В период Первой мировой войны затрагивающаяся тема родины отличалась от взглядов многих поэтов. Так, она заявляла, что война – это зло, убийство, поэтому появляются антивоенные и пацифистские мотивы в таких стихах, как «Утешение» и «Молитва».
Второй этап – это революционные годы и до конца 1930 годов. В таких стихах, как «Мне голос был, он звал утешно» и «Не с теми я, кто бросил землю» отчетливо видны мотивы патриотизма и мужества. Это время было очень трудным, которое затронули голод, разруха и всяческие лишения, но Анна Ахматова не эмигрирует, не покидает родину. Она считала, что это большой позор покинуть страну и оставить ее в трудное время. В этот период в ее стихах нашли отражение самые трагические мотивы, такие, как разрушение семьи, быта и культуры. В период гражданской войны в ее стихах встречается строчка «Все расхищено, предано, продано», которая говорит сама за себя, но поэтесса не расстраивается и не падает духом, она видит свет и верит в чудесное, светлое будущее, которое вскоре ожидает всех людей. Также она надеется и верит в красоту жизни и новизну.
Третий этап – характеризуется слиянием таких начал, как лирическое и гражданское. Этот этап стал самым тяжелым для Ахматовой, потому что были арестованы ее муж и сын, а она жила в постоянном ожидании своего ареста. Этот период характеризуется трагическими мотивами в стихах. Появляются такие стихи: «Последний тост», «Зачем вы отравили воду», и конечно же, поэма «Реквием», которая стала показателем обретения высшего духовного зрения. Она работала над этим произведением долгих пять лет, основной причиной к написанию этой великолепной поэмы стали массовые репрессии, а также личные переживания и страдания. Но в ней она затрагивает не только личные муки, но и общенародное горе и несчастье, об этом говорит первая строчка «Так не зря мы вместе бедовали...». В произведении «Распятие» Ахматова проводит некую параллель между судьбой Божьего сына и судьбой своего сына. В 1940 годы выходят такие стихи, как «Мужество», «Клятва», в которых чувствуется уверенность на лучшее будущее и расцвет. Сборник «Бег времени» собрал в себе стихотворения, которые пронизаны философскими подходами, мудростью и новым отношением к жизни. Это так называемые мотивы прощания с негативным прошлым.
Таким образом, в течение жизни мировоззрение и подход к жизни у Анны Ахматовой менялось, что отразилось на мотивах и тематике ее произведений. Эволюционируя от лирическо-любовной поэзии к гражданским проблемам, поэтесса открыла для себя новую философию, которая соединила судьбу самой Ахматовой с судьбой всего народа.