Пятое колесо в автомобиле: важный нюанс, который упускают из виду водители
И без того неидеальные дороги в Украине ближе к весне становятся совсем разбитыми – на свои привычные места возвращаются ямы, способные «проглотить» колесо целиком. С учетом ранних сумерек, а иногда и гололеда, риск повреждения шин повышается многократно. В связи с этим очень важно подготовиться и, если непоправимое все же случилось, иметь в запасе колесо с зимней шиной.
Многие водители привыкли полагаться на современные технологии, которые действительно делают поездки на автомобиле безопасными как никогда ранее. Однако, не стоит забывать и о некоторых правилах зимней эксплуатации, которых стоит придерживаться самим владельцам.
В большинстве случаев на конвейере автомобили получают либо полноценное запасное колесо, но с летней резиной, либо т.н. «докатку» – колесо меньшего размера (прежде всего, ширины), предназначенное для одной-единственной поездки к ближайшему шиномонтажу. Оба варианта в зимних условиях могут привести к вполне предсказуемым и неприятным последствиям из-за потери управляемости, вызванной разным уровнем сцепления на колесах одной из осей.
Резиновая смесь для летних шин гораздо жестче, поскольку ей приходится противостоять повышенному износу на нагретом асфальте. Кроме того, летняя шина имеет менее агрессивный рисунок протектора, который рассчитан на сцепление с сухой либо мокрой поверхностью в условиях плюсовой температуры. Тогда как зимний рисунок протектора обеспечивает управляемость на снегу, льду и шуге. По этой причине, если установить запаску на одном из колес автомобиля, сцепление даже в идеальных зимних условиях будет ниже, что чревато следующими проблемами с управляемостью:
Если запаска установлена на переднем колесе, при интенсивном торможении автомобиль начнет разворачивать вокруг колеса с лучшим сцеплением. Процесс развивается очень быстро и оставляет совсем мало времени на реакцию, так что даже опытные водители рискуют выехать далеко за пределы своей полосы.
Если запаска установлена на заднем колесе, при торможении и особенно поворотах разгруженная задняя ось автомобиля может отправиться в занос. В случае с переднеприводным авто занос корректируется выравниванием руля и добавлением газа, если же привод задний, поймать машину будет гораздо сложнее.
В борьбе с перечисленными эффектами водителю будет помогать система АБС и стабилизации автомобиля. Однако, их помощь будет иметь побочный эффект – значительное удлинение тормозного пути автомобиля, особенно, если под колесами снег или гололед.
Поэтому, независимо от типа привода авто владельцам настоятельно рекомендуется позаботиться о подборе шин для запасного колеса по сезону. Только таким образом можно гарантировать себе отсутствие проблем с управляемостью в сложных условиях езды по зимним украинским дорогам.
Если все же водителю переднеприводной либо полноприводной машины придется использовать летнюю запаску или докатку, ее лучше ставить на задней оси – даже если лопнуло переднее колесо и это означает в два раза больше работы. Ехать следует осторожно, с невысокой скоростью, не делать резких движений рулем и плавно тормозить перед поворотами. А как только появится возможность отремонтировать шину или поставить новую – делать это немедленно. Для заднеприводного автомобиля использование летней запаски в зимних условиях вообще не рекомендуется: при установке спереди будут проблемы с устойчивостью на торможении, при установке сзади – с уводом при разгоне.