Ремонт и строительство железнодорожного пути

15.02.2019 14:21

Ремонт и строительство железнодорожного пути

В ходе истории и в разное время стандартная ширина железнодорожной колеи имела совершенно разные значения. Самую первую ЖД России запустили в эксплуатацию еще в 1837 году и именовали ее как Царскосельский путь. На тот момент ширина колеи была равна 1829 миллиметрам. А в 1851 году произошло торжественное открытие Петербурго-Московской железной дороги, которая позже, после смерти Николая I, стала Николаевской.

Далее, был этап массовых переименований в России, и Николаевская дорога стала уже Октябрьской (с 1923 г.). Она осуществляла движение между Москвой и Санкт-Петербургом, а ширина колеи составляла уже 1524 миллиметра, тем самым, превышая соответствующее значение многих европейских стран почти на 90 миллиметров. Еще долгие годы спустя именно это значение было абсолютным стандартом, действовавшим для строительства железнодорожного пути и ремонта.

Был период, когда рассматривались и иные варианты ширины колеи, но европейские параметры в 1435 мм были резко отвергнуты из соображений потерь устойчивости и невозможности достигать высоких скоростей. Кроме того, была и иная польза от такого различия – наступающему неприятелю отсекалась возможность пользования железной дорогой в своих целях. И это действительно имело место в ходе дальнейших исторических событий.

Позже российский стандарт ширины колеи был применен и успешно использован в Монголии и Финляндии, включая нынешнее время.

Но уже с 1970 года в России нашла применение колея с шириной 1520 мм.

Железная дорога с узкой колеей

Узкая колея Ж.Д. берет свои корни от французской декавилевской колеи с шириной, равной 500 мм. Она строилась изначально для сельских районов для существенного облегчения труда крестьян. Дорога имела вид рельсошпальных решеток, по которым с помощью вагонеток транспортировали свеклу ручным способом.

Позже систему эту доработали и применяли во время сражений – таким образом происходила доставка снарядов к орудию.

В Европе такая колея нашла применение в горной промышленности, а частности, при перевозке добытой руды. Ручной труд позже был трансформирован в гужевую тягу.

Узкоколейки с параметрами ширины, равными 600 мм и 1200 мм, были использованы на территории гражданских и военных объектов. На территории России ширина узкоколейных дорог равнялась 750 мм. Позже эти параметры переняли для себя и прибалтийские республики.

Что примечательно – российский метрополитен использует те же параметры колеи, как и для железных дорог.

Читайте также
Фотогалерея