Что будет с украинским авторынком в 2019 году
Прошлый год выдался для импортеров сложным и значительно хуже, чем 2017 год. По подсчетам рынок новых легковых автомобилей упал на 2,35% с количеством проданных автомобилей 78 387 штук. Эксперты отмечают, что причины на самом деле разнообразные и отчасти искусственные.
Мнения экспертов
Как отметил руководитель информационно-аналитической группы «Auto-Consulting» Олег Омельницкий, падение показал только рынок легковых автомобилей. Показатели продаж в сфере коммерческой техники выросли, как и продажи мотоциклов. Основной причиной, естественно, является рост рынка подержанных автомобилей, включая авто на еврономерах. Либерализация еще больше способствовала притоку машин из Европы и Америки, но теперь ситуация должна стабилизироваться.
Планируется, что цифра продаж в 2019 году, в лучшем случае, сохранит показатель в 80 тысяч автомобилей. И причин не радужного настроения существует несколько: нестабильная политическая обстановка, нестабильный курс гривны, отсутствие твердого курса экономической политики и массовый импорт машин на иностранной регистрации.
Шеф-редактор медиагруппы «Автоцентр» Сергей Тарнавский отметил, что выборы в Украине проходят не в первый раз и особого влияния на рынок они не оказывают.
«Наша аналитическая группа уже 20 лет проводит анализ автомобильного бизнеса. За это время в Украине прошло пять выборов в Верховную Раду и пять выборов президента. Мы взяли детальную статистику продаж и выяснили, что на первый взгляд предвыборная компания и голосование не дают существенного влияния на продажи. Влияют колебания курса и та политика, которую проводят новые избранники. Новый парламент не успеет внести какие-то глобальные изменения, так что влияние на рынок будут оказывать главным образом игроки рынка, а не выборы«, — отметил Сергей Тарнавский.
Старший консультант «Киевской школы экономики» Михаил Колисник добавил, что влиять будут не выборы, а неопределенность, которая возникает вокруг них.
«В это время возрастает значимость капитала для тех, кто его имеет. Люди начинают больше ценить свои деньги. Мы будем иметь небольшое затишье во время самих выборов, а затем отсутствие глобальных изменений вернет ситуацию к стабильному поведению. А рынок сегодня такой, что переживает стадию роста«, — отметил специалист.
Эксперты так же проанализировали колебание курса гривны в отношении продаж и показатели подтвердили зависимость продаж от сотрясений на рынке валюты. Министр финансов Украины Оксана Маркарова сообщила, что с точки зрения макроэкономической стабильности мы вошли в двенадцатый квартал постоянного роста.
«Рост, конечно, не в 7%, которые бы нам хотелось, но мы находимся в достаточно стойкой ситуации: инфляция менее 10%. У нас есть все показатели для того, чтобы 2019 год бы стабильным годом. Бюджет достаточно реалистичный. Я думаю, что выборы приносят напряжение, но у нас большие шансы пройти их стабильно с точки зрения макроэкономики«, — сообщила Министр финансов.
Прогнозы курса валют на 2019 год:
Еще один показатель влияния на рынок продаж – это колебания ВВП в стране. И в последние года показатели достаточно стабильны, а в 2018 году рост ВВП составил 3,3%.
«Чтоб быть процветающей страной, Украине необходимо более стремительный и уверенный экономический рост. Этот рост должен быть стабильным и удерживаться определенное время, тогда его ощутят все. На сегодняшний день мы фиксируем рост экономики. Средний прирост ВВП на душу населения за последние 10 лет составил 3%. Прибыль от своей экономической деятельности Украина должна инвестировать в свою же экономику. Тогда она станет по-настоящему богатой», — сообщил представитель Мирового банка в Украине, Белоруссии и Молдове экономист Карлис Смитс.
Планируется, что в 2019 году он останется на уровне 2,5%, в 2020 году – 2,9%, а в 2021 году ВВП поднимется до 3,7%. Кроме того, в 2018 году эксперты заметили, что регулятивный капитал украинских банков вырос на 16,18%, и в 2019 году банкиры ожидают рост депозитов в Украине.
«Украина имеет большие шансы для роста. И они складываются из двух факторов. Первый – краткосрочная перспектива. В ближайшее время Украина должна завершить строительство надежного фундамента для роста экономики и достатка населения, это потребует макроэкономической стабильности. Украина уже достигла огромного прогресса, это предусматривает создание экосистемы для бизнеса, где компании могут расти, а инвестиции приумножаться. В долгосрочной перспективе тоже два фактора и это касается самих украинцев. Необходимо инвестировать в человеческий ресурс – в образование, в профессиональное развитие и обеспечить социальную защиту. И вторым фактором станет преобразование неимоверный потенциал нации в капитал. И тут перспективы очень большие для инвестиций», — прокомментировал ситуацию вице-президент Мирового банка Сирил Мюллер.
Ожидания импортеров
Мировые продажи новых автомобилей тоже переживали кризис и не показали прироста, сохранив показатели 2017 года. И на это есть свои причины в виде «Брексита» и введения новых требований к экологическим нормам выхлопов. На фоне этого падение рынка в Украине было ожидаемым. По мнению представителей автопроизводителей период был тяжелым, хоть и не для всех.
С 22 февраля закончится льготная растаможка для автомобилей на европейских номерах. Вскоре начнутся штрафные санкции для нарушивших таможенные сроки пребывания в стране. А значит поток подержанных авто из Европы будет перекрыт и сведен к минимуму.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко отметил, что в 2019 году рынок новых автомобилей покажет рост. И для этого существует несколько причин.
«Из объективных причин роста можно отметить сумасшедший спрос на украинском авторынке, возрождение банковской системы и падение кредитных ставок. Насколько вырастет? На это есть пессимистичный и оптимистичный прогноз. Рынок вырастет даже если депутаты ничего не будут делать. А если нам удастся реализовать государственные программы реализации новых автомобилей, сделать нормальные кредитные ставки и пустить иностранные банки для кредитования, то с помощью государства рынок новых автомобилей вырастет даже больше, чем я могу тут прогнозировать«, — сообщил Олег Назаренко.
Генеральный директор компании Renault в Украине Франсуа Мариотт сообщил, что в 2018 году их ожидания не оправдались. В 2017 году 87 000 автомобилей было продано компанией, а в 2018 году количество продаж соответствовало предыдущему. По всем анализам, в ближайшие четыре года рынок должен быть не менее 250 тысяч новых автомобилей в год.
Компания Renault будет вести стратегию по привлечению покупателей. Они планируют объяснять людям выгоду приобретения нового автомобиля. И несмотря на то, какие колебания ожидаются в 2019 году, компания запланировала удержать продажи на уровне 87-90 тысяч автомобилей в год.
Директор департамента Mazda ДП «АВТО Интернешнл» Юлия Сивак сообщила, что в 2018 году Mazda вышла на красивый показатель 3033 проданных автомобиля и закончила с ростом доли рынка с 3,37% в 2017 до 3,87%, несмотря на стагнацию на рынке в целом. В 2019 году в компании не ожидают роста автомобильного рынка, но планируют не потерять ни в количестве, ни в доле, что вполне достижимо с обновлением модельного ряда.
«Мы искренне верим, что наши покупатели заслуживают на новый, яркий, технологичный и качественный продукт, а не на чьи-то б/ушки. Поэтому на этот календарный год мы планируем вывод двух абсолютных новинок, одну из которых — новую Мазда3 7-го поколения мы увидим в Украине уже в конце весны — начале осени. И при этом наш флагман — кроссовер года 2018 Мазда СХ-5 также получил ряд существенных обновлений и появится на рынке в конце февраля — начале марта«, — отметила Юлия Сивак.
Менеджер по коммуникациям в компании Nissan Motor Ukraine Владимир Иванов отметили, что рынок в 2019 году будет на уровне прошлогоднего, при условии отсутствия потрясений в политической и экономической жизни страны и эскалации военных действий на Востоке Украины.