Россияне поневоле пересаживаются на раритеты
75% россиян в ближайшие 3 года не планируют приобретать новый автомобиль. Такие данные приводит Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). Спад покупательной активности приведёт к существенному старению автопарка России. Многие транспортные средства естественным образом превратятся в автораритеты, увеличится популярность авторазборов и «гаражных» СТО, полагают аналитики.
Причин для такого экономического поведения россиян несколько. Во-первых, снижение уровня доходов населения и рост цен на автомобили. Во-вторых, повышение стоимости эксплуатации транспортных средств: бензин в 2015 году подорожал на 4,5% – 5,5%, цена ОСАГО на ВАЗ http://inguru.ru/osago средней кубатуры выросла с 2014 года в 2 раза, каско на Гранту – в 1,5 – 2 раза. В-третьих, снизилась доступность автокредитования.
Кризис
Падение курса рубля привело к росту стоимости автомобилей и запасных частей к ним, большая часть которых ввозится из-за рубежа. Средневзвешенная цена нового автомобиля в России в 2015 году увеличилась на 21%. При этом доходы россиян сократились. 10%-ное урезание размера заработной платы бюджетникам «растеклось» и во внебюджетную сферу.
ОСАГО и каско
За последние 1,5 года стоимость «автогражданки» увеличивалась дважды. На 23% – в октябре 2014 года и на 60% – в апреле 2015-го. Средняя стоимость ОСАГО на ВАЗы составляет сейчас порядка 5 – 6 тысяч рублей. Ещё недавно цена полиса не превышала 3 тысяч рублей.
Тариф добровольного автострахования за последние два года также вырос в разы. Причины те же, что и в сфере «автогражданки» – рост цен на авто. К примеру, средняя стоимость автокаско на Гранту http://inguru.ru/kasko/vaz/granta не опускается сейчас ниже 40 000 рублей.
Автокредиты
В декабре 2014 года ставка рефинансирования (СР) Банка России (%, под который ЦБ кредитует частные финансовые организации) выросла до рекордных 17%. Как следствие, выросли и ставки по розничным кредитам.
Это отпугивает тех, кто всё же склонен рискнуть и купить автомобиль с помощью банковской ссуды. В декабре 2015 года СР была снижена до 11%. Однако и этого явно не достаточно. Рост объёмов розничного автокредитования, по оценкам экспертов, начнётся с падением СР до отметки 8% – 9%.
Статистика
Не планируют в ближайшие 3 года приобретать новый автомобиль 75% опрошенных специалистами НАФИ граждан России. Однако 23% респондентов всё же рассчитывают в ближайшие годы купить авто. Это максимальный показатель за последние 5 лет.
Доля тех, кто планирует приобрести автомобиль за счёт собственных средств выросла с 27% (2014 год) до 73% (2016 год). При этом 34% из этой категории респондентов уже располагают необходимой суммой, а 49% только собираются её накопить.
Взять кредит на покупку авто в 2014 году планировали 24% потенциальных автовладельцев. В 2016 году лишь 13% опрошенных изъявили такое желание. Причём в услугах банка больше заинтересованы женщины: 18% против 11% у мужчин.
На поддержку друзей и знакомых при покупке автомобиля рассчитывают порядка 8,5% участвовавших в исследовании НАФИ. При этом женщин в этой группе будущих автолюбителей больше, чем мужчин: 19% и 8% соответственно.