Властям предложили раз и навсегда решить судьбу водителей и дорог
По сравнению с соседними странами Украина имеет чрезвычайно низкие показатели безопасности дорожного движения, что приводит к значительным потерям через смертность и травматизм на дорогах. За годы независимости погибло почти 180 000 граждан. Изменить ситуацию может только Президент. Об этом заявляет эксперт по вопросам безопасности дорожного движения Владимир Караваев.
«И не говорите, что это за пределами его полномочий, мол есть министерства. Может и так, но им мешают финансовые потоки, сопровождающие дорожное движение. Они тщательно за ними следят, оберегают и противятся малейшей попытке перераспределения!», — считает эксперт.
Главной причиной высокой аварийности является наличие проблем трех уровней.
ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ — касаются как участников дорожного движения, так и должностных лиц органов государственной власти, предприятий и учреждений, которые по своему назначению должны обеспечивать дорожное движение и его безопасность.
Выявляются при поверхностном анализе ДТП:
Решение проблем требует внедрения системного контроля, с одной стороны — над поведением участников дорожного движения, физическим и психологическим состоянием водителей, состоянием дорог и транспортных средств, уровнем обучения водителей и проведение экзаменов для получения права управления транспортными средствами. А с другой — над должностными лицами, должны обеспечивать комфорт и безопасность участников дорожного движения за уплаченные ими налоги.
ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — сводят на нет меры, направленные на решение проблем первого уровня, и выявляются лишь при углубленном анализе: неясность, нелогичность и противоречивость как Правил дорожного движения, так и законодательства в целом.
Правилам 45 лет … Кроме них существует около 100 (!) Нормативно-правовых актов — морально устаревших, насыщенных противоречиями и таких, которые не соответствуют требованиям времени и уровню автомобилизации в стране. Они лишь путают участников дорожного движения, полицейских и судей, сводя на нет работу контролирующих органов и ослабляя принцип неотвратимости наказания!
Кроме того, за последние годы ситуация ухудшена неудачным копированием опыта других стран: относительно работы патрульной полиции; автоматической фиксации правонарушений; наведения порядка с остановками, стоянками и парковками.
Слепое копирование оставило без внимания социально-экономические и политические условия внедрения того или иного закона в зарубежном государстве, правовые, культурные традиции и прочее. Это привело к разбалансированности правовоӥ системы, и как следствие — к полному провалу заимствований или несбывшихся ожиданий относительно их эффективности.
Более того, обработка законопроектов этой сферы разными депутатскими комитетами уменьшило эффективность основных принципов законодательной деятельности: адекватного отражения нормативно-правовых потребностей; понятийной определенности; модальной сбалансированности; ретрибутивнои обеспеченности.
Решение проблем требует образования отдельного комитета Верховной Рады Украины по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, пришло время наработки главного нормативного правового акта в сфере дорожного движения — Дорожного кодекса Украины, который устранит правовой хаос в этом вопросе, установит единые правовые и организационные основы дорожного движения, а также урегулирует вопросы ответственности, как участников движения за нарушения, так и должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей или бездействие в обеспечении комфорта и безопасности дорожного движения.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ — возникают на уровне органов государственной власти, и является наиболее тайными. Без решения этих проблем никогда не будут решены проблемы первых двух уровней. Признаками наличия таких проблем являются:
• недостаточное понимание механизмов обеспечения безопасности дорожного движения должностными лицами, принимающими решения на государственном уровне;
• неясность взаимоотношений между органами власти, отсутствие координации между ними, неэффективность распределения полномочий, ресурсов и ответственности;
• недостаточная определенность оснований и способов для выполнения органами власти и их должностными лицами предоставленных законом полномочий;
• акцентирование внимания на полномочиях органов власти, а не на конечном результате их работы, сочетание ними в себе несовместимых функций — заказчика с исполнителем или контроллером;
• слабая эффективность, примитивность и неточности мероприятий, предусмотренных целевыми программами и мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения из-за непрофессионализма разработчиков или наличия коррупционных составляющих с признаками непонятности, нечеткости и непрозрачности процессов принятия решений
Решение проблем требует реформирования государственного управления в сфере дорожного движения и его безопасности путем создания отдельного государственного органа, ответственного за планирование и координацию мероприятий между различными государственными органами для достижения промежуточных и конечных результатов в этой сфере.
Такой орган может специальный статус, обусловленный его полномочиями, численностью работников, источниками финансирования (например Дорожного фонда), а также особым порядком назначения и увольнения руководителей.
А при чем здесь президент? — спросите.
Решение указанных проблем возможно только при условии комплексного реформирования законодательного обеспечения дорожного движения, в результате чего безусловно произойдет перераспределение финансовых потоков, которые формировались десятилетиями.
Ни одно министерство не согласится с этим! Они будут делать что угодно — лоббировать, отрицать, тормозить путем обсуждения и наработки, проведение круглых столов и конференции, чтобы этого не произошло. И только Президент сможет преодолеть это сопротивление.Иначе дороги и в дальнейшем будут охотиться за нашей жизнью!