И туман не страшен

И туман не страшен

Установлено, что около 15% дорожных происшествий связано с условиями плохой видимости. Специалисты утверждают, что при снижении видимости с 200 метров до 50 вероятность аварий возрастает в 3,3 раза.
А в наших климатических условиях ухудшение прозрачности атмосферы совсем не редкость: в европейской части СССР в году, как правило, около 200 дней с осадками, из которых приблизительно 40, а в Прибалтике, Белоруссии, в районах Дальнего Востока и Крайнего Севера и 100 туманных. Так что судите сами, насколько важна проблема.
Как же улучшить освещенность до-роги в тумане? Бытует представление, что достаточно обзавестись противоту-манными фарами (благо промышлен-ность выпускает уже несколько типов
их) — и все в порядке. Но вопрос не так прост. Чтобы получить от противотуманных фар наибольший эффект, надо знать, где их следует установить на ав¬томобиле и как ими пользоваться: при каких «показаниях», самостоятельно или в комбинации с основными фарами, а в последнем случае — с каким светом, ближним или дальним? Как видите, вопросы есть. На основные мы н хотим здесь ответить.
Во-первых, несколько слов об установке противотуманных фар. Правила оговаривают лишь их место по отношению к крайним точкам габаритов автомобилей по ширине — не далее 400 мм от края.
С этим все более или менее ясно, хотя на дорогах, к сожалению, сплошь и рядом видишь машины, у которых фары стоят значительно ближе к цент-
ру, а иногда чуть ли не рядом. А где они должны располагаться по высоте? Исследования показывают, что макси. мальный эффект фары дают при уста-новке от 250 до 700 мм над поверхностью дороги. Ниже 250 мм опускать фары вообще нецелесообразно. Дальность видимости увеличивается при этом максимум на 10%, а слепящее Действие фар, да и опасность повредить их на неровной дороге значительно возра-стают. К тому же в саете очень низко расположенных противотуманных фар водителю начинает казаться, что дорога идет под уклон. Вот с учетом всех об-стоятельств и найдите фарам примени-тельно к конкретной модели автомобиля наивыгоднейшее место на бампере или под ним.
Фары установлены правильно. Когда их включать?
Вот пять чаще всего встречающихся ситуаций, когда водитель сталкивается с ограниченной видимостью.
1. ДНЕВНОЙ ТУМАН ЛЮБОЙ ПЛОТНОСТИ.
Здесь противотуманные фары вообще ие нужны. В этих условиях любые фары не ухудшают и не улучшают видимость. Важно все-таки как можно раньше заме-тить встречный автомобиль, а это достигается, если у него включен дальний свет фар. Точно так же и ваши фары облегчат ориентировку ему. Эксперимен¬ты показали, что в дневном тумане автомобиль без света виден лишь за 30' метров, при включенных противоту¬манных фарах — на расстоянии 50 — 55 метров, при ближнем свете фар — 70 — 75, а при дальнем — 100 метров. Белая пелена от дальнего света фар практически не мешает, так как яркость дороги и тумана при дневном свете в несколько раз выше, чем та, что создает¬ся фарами. Понятно, что при встречном разъезде дальний свет надо переключить на ближний.
2. СЛАБЫЙ НОЧНОЙ ТУМАН, ДОЖДЬ.
Здесь наибольший эффект дает ком-бинация противотуманных фар с обычными, включенными на дальний свет. Это обеспечивает видимость в пределах 100 метров, и нет той дымки, которая мешает водителю, если его машина не снабжена противотуманными фарами. При появлении встречного автомобиля противотуманные фары надо выключить, а в обычных перейти на ближний свет.
3. НОЧНОЙ ТУМАН СРЕДНЕЙ ПЛОТНОСТИ, ЛИВНЕВЫЙ ДОЖДЬ.
Здесь и при одиночном движении и при встречном разъезде рекомендуется включать противотуманные фары с ближним светом обычных. При включе-нии дальнего света возникает белая «стена», которая просто не дает возможности видеть, что делается впереди, и продолжать безопасное движение.
4. ОЧЕНЬ ПЛОТНЫЙ ТУМАН, МЕТЕЛЬ.
В такой обстановке любой свет обычных фар ухудшает видимость. Даже при лучшем для таких ситуаций ближнем
сеете видимость дороги не превышает 10 метров, стало быть, и скорость может составлять от силы 15 — 20 км/час. Спасают положение только противотуманные фары.
5. ТУМАНА НЕТ, НО ДОРОГА ИЗОБИЛУЕТ КРУТЫМИ ПОВОРОТАМИ. СНИЖАЮЩИМИ ВИДИМОСТЬ ДО МИНИМУМА.
Здесь может быть рекомендован такой режим: ближний свет фар плюс противо¬туманные фары для одиночного движе¬ния и противотуманные фары с подфарниками при встречном разъезде. Ввиду того, что дальность видимости на крутых поворотах не превышает не¬скольких десятков метров, включать фары дальнего света на такой дороге вообще не имеет смысла.
В заключение еще несколько общих советов. В туман плохая видимость — следствие не только ухудшения прозрач¬ности атмосферы, но и влаги, оседающей на лобовом стекле. Поэтому своевремен¬но включайте стеклоочистители и обдув, чтобы стекло не запотевало. Про-тивотуманные фары позволяют поднять предел скорости на 40%, но будьте очень осторожны. Что ни говорите, а до 70% происшествий в тумане — это наезд на движущееся впереди транспортное средство. Помните, что все предметы в тумане кажутся нашему глазу находя-щимися почти в два раза дальше, чем это есть на самом деле. Единоборство с туманом, ливнем или пургой не прохо-дит бесследно: утомление приходит к водителю гораздо раньше, чем обычно: часто через 20 километров чувствуешь себя так, будто уже давно в пути. Не испытывайте судьбу, сделайте перерыв, отдохните и только тогда двигайтесь дальше.

К. ЛЕВИТИН,
заведующий отделом осветительной аппаратуры НИИавтоприборов

Читайте также
Фотогалерея