Если без троса не обойтись
Буксировать не так просто, как кажется, да и движение на буксире также требует определенных навыков и умения. Никаких особых премудростей здесь нет: просто обоим водителям при буксировке нужно действовать слаженно и грамотно. Для этого они предварительно должны согласовать порядок движения и сигналы, которыми будут обмениваться в пути. Сразу отмечу: телефон, даже с безлимитным контрактом, здесь вряд ли поможет: опытный водитель и так знает, что делать, а неопытного подсказки могут только отвлечь.
Самое главное требование — трос в любой момент буксировки должен быть натянут, и ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он волочился по дорожному покрытию. Это избавит оба автомобиля от рывков, и, кроме того, трос не попадет под колесо буксируемой машины.
Выполнение данной задачи возлагается прежде всего на водителя буксируемого автомобиля, который должен притормаживать, как только трос начнет провисать. В то же время водитель буксирующего автомобиля должен трогаться и двигаться как можно плавнее, не допуская рывков. В принципе всё очень просто, как получение шенгенской визы, но есть несколько нюансов, о которых каждый автолюбитель должен знать заранее.
Переключать передачи на буксирующем автомобиле следует как можно быстрее и ни в коем случае не тормозить двигателем, да и вообще, тормозить следует только в крайних случаях. На «нейтралке» же двигаться можно только при торможении.
При необходимости сбавить скорость или остановиться водитель буксирующего автомобиля должен слегка нажать на педаль тормоза, только чтобы включились стоп-сигналы. (Если не работают стоп-сигналы, подавать сигнал торможения нужно рукой.) Теперь уже водитель заднего автомобиля должен притормаживать так, чтобы поддерживать натяжку троса. А о необходимости остановки или более интенсивного торможения подскажет как провисающий трос, так и более длительное горение стоп-сигналов передней машины. Такой механизм торможения особенно хорош на пологих спусках, когда тормозит только задний автомобиль, руководствуясь стоп-сигналами переднего. Подобный алгоритм предупреждает как провисание троса, так и наезд задней машины на переднюю, что вполне возможно при резком торможении. Особенно если на задней машине стоит вакуумный усилитель тормозов, который, как известно, действует только при работающем двигателе. При необходимости более интенсивного торможения на буксируемой машине можно воспользоваться ручником. Понятно, что он должен быть исправным.
Если на буксируемой машине исправна трансмиссия (естественно, речь идет о «механике»), притормаживать можно и двигателем. Особенно это важно на крутых и затяжных спусках, где эффективность тормозов с неработающим вакуумным усилителем может оказаться недостаточной. Соответственно, в таких местах нужно двигаться с меньшей скоростью.
Ведомый, прикрой!
Также при буксировке очень важно правильно маневрировать. Водителю буксирующего автомобиля следует двигаться по максимально возможному радиусу, а буксируемого — придерживаться той же траектории. Иначе может случиться так, что трос окажется натянутым под прямым углом к буксируемому автомобилю и в конечном счете оборвется сам или вырвет буксирную проушину.
При буксировке в условиях интенсивного движения немалую сложность представляет перестроение. Стоит водителю буксируемого автомобиля замешкаться после того, как буксировщик свернет в образовавшийся разрыв между машинами, как между ними сразу же попытается вклиниться кто-то другой. Поэтому в подобном случае буксировщик должен снизить скорость, а в разрыв в потоке транспорта, если есть такая возможность, первым следует сместиться (хотя бы на полкорпуса) буксируемому автомобилю, придерживая тем самым место для буксирующего.