Для начинающих. Про сцепление и МКПП

Самые нелюбимые для начинающих водителей органы управления – это сцепление и механическая коробка передач. Для начинающего водителя просто непонятно для чего нужна третья педаль, которая с первого взгляда кажется такой бесполезной, как подшлемники в шлемах. Им кажется, что все необходимое для того, что ускориться и затормозить выполняют газ и тормоз. Но это не так.

На самом деле сцепление сделаны не из-за того, что разработчики хотели поиздеваться над начинающими водителями, а из-за того, что машина просто не сдвинется с места без сцепления и механической трансмиссии. Даже если б сцепление и коробку переключения передач никто б не изобрел, тогда б все автомобили не могли нормально тронуться с места, так как мотор приводил бы в движение колеса мгновенно, что вызвало бы сильный толчок и мгновенное прекращение работы двигателя из-за механической перезагрузки.

Сцепление применяется для того, чтобы сделать процесс старта с места автомобиля максимально плавным, а механическая коробка переключения передач создана для того, чтобы максимально эффективно передать энергию с двигателя на колеса.

Что такое сцепление: Сцепление можно представить в виде двух дисков, один из которых вращается посредством мотора, а другой соединен с коробкой переключения передач и стоит неподвижно. Выжимая до упора педаль сцепления, эти диски расходятся в разные стороны, и между ними образуется зазор. Именно в таком положении двигатель автомобиля полностью отсоединен от колес, т.е. двигатель вращается, а колеса стоят неподвижно. Постепенно отпуская педаль сцепления, диски начинают сближаться, а зазор между ними становится все меньше и меньше. В определенном положении педали сцепления диски сблизятся настолько, что между ними возникнет слабая механическая связь посредством трения одного диска о другой. Вращение от подвижного диска (диска от мотора) начнет переходить к неподвижному (диску от коробки переключения передач) и машина начнет потихоньку катиться. Этот момент называется моментом схватывания сцепления, т.е. энергия от двигателя начала потихоньку передаваться на колеса. Если продолжить отпускать педаль сцепления дальше, то расстояние между дисками ещё сильнее сократится и энергия начнет передавать еще более интенсивно и как машина еще быстрее поедет.

Что такое механическая коробка переключения передач: Некоторые начинающие водители считают, что небольшой рычаг, который выпирает справа у каждого автомобиля – это и есть коробка переключения передач. На самом деле этот выпирающий справа от водителя штырек с эргономичным пластмассовым набалдашником – всего лишь рычаг переключения передач, а коробка переключения передач находится под капотом вашего автомобиля. Она представляет собой сложную систему шестерён, которые приводятся в движение от мотора через сцепление. Изменяя положение рычага переключения передач, мы заставляем двигаться шестерни внутри коробки. Именно с помощью замены одной шестерни на другую, двигатель работает в оптимальных условиях.

Принцип работы МКПП: Если не вдаваться в сложную физику, то можно сформулировать простыми словами весь смысл работы МКПП – преобразовать механическую мощность вращения двигателя (число оборотов обращения коленчатого вала в минуту помноженное на крутящий момент (Н*м)) в ее механический эквивалент на колесах. Если двигатель вращается быстро, то чтобы нормально и плавно стартовать на автомобиле, нужно взять эту большую быстроту вращения движка и преобразовать эту энергию в большую по силе, но медленную по числу оборотов. Для этих целей необходимо переключит рычаг КПП в положение 1 передачи. В таком случае двигатель будет раскручивать маленькую шестеренку, которая вращается быстро, а с колесами будет связана большая шестерня, которая вращается медленно. Таким образом, на колеса будет передан необходимый для плавного старта крутящий момент и автомобиль плавно тронется.

Читайте также
Фотогалерея