Езда по бездорожью
Бездорожье - масса всевозможных препятствий: заносы, глубокие колеи, размытые дороги, глубокие лужи и прочее. Иногда преодолеть буквально десяток метров очень тяжело, а тем, у кого нет опыта, это может быть и вовсе не под силу. Для того, чтобы это не было для Вас неразрешимой проблемой нужно знать приёмы преодоления различных препятствий в условиях бездорожья, но книга по эксплуатации автомобиля тут не поможет - в этом деле самое главное знать базовые принципы и практиковаться, нарабатывать опыт.
Что ограничивает способность преодолевать различные препятствия? Тяговые усилия ведущих колёс, их сцепление с грунтовой поверхностью и дорожный просвет, расположение узлов "боящихся" воды (к ним относятся катушка зажигания, выхлопная труба, распределитель, катушка и прочее).
Конструктором в автомобиль заложены передаточные числа трансмиссии и крутящий момент, а водитель, переключает передачи коробки передач и изменяет частоту вращений двигателя. Максимальное же значение данных параметров можно использовать тогда, когда авто движется по грунту, при этом колёса погружаются в мягкий грунт и не буксуют. Перед колёсами образуются валики, колёса их подминают и толкают, на это и тратится фактически вся энергия двигателя. Когда энергия исчерпана, то скорость машины и вращение коленчатого вала снижаются, при этом не важно, что Вы давите на акселератор. Автомобиль затихает, он не может преодолеть сопротивление. В этой ситуации прежде всего нужно высадить пассажиров, облегчить авто по максимуму, а затем, плавно отъехав назад - протаранить препятствие.
Если ваша машина застряла в снегу или грязи, то можно попробовать выехать "в раскачку". Как это нужно делать? Начните трогаться, а в тот момент, когда колёса начнут пробуксовывать, выжмите сцепление до упора и отпустите педаль газа. Дайте машине откатиться. Тут же начните трогаться снова и так далее. Вы почувствуете, что "длина раскачки" увеличивается постепенно и, таким образом, в какой-то момент Вы сможете выехать из ловушки.
Когда Вы пытаетесь выехать из колеи, то выворачивайте руль, чтобы поставить колёса прямо, иногда этого вполне достаточно. Если же выехать не получилось, то придётся лопатой прокопать выезд по ходу движения авто.
Когда Вы видите труднопроходимый участок на пути автомобиля, то запомните одно правило: проходите данный участок на низких передачах, ведь чем ниже передача, тем лучше тяга автомобиля.
Если покрытие такое, в котором автомобиль может сесть на днище, то лучше будет положить по ходу движения автомобиля что-то (палки, ветки, доски, камни и т.д.). Ну, а если попытка не удалась и Ваш автомобиль сел на днище, то постарайтесь использовать домкрат или лебёдку, либо вызывать буксир. Домкратом можно приподнять одну сторону автомобиля, чтобы убрать из-под днища лишний грунт-песок-снег. Под домкрат нужно подложить что-то, например доску или кирпич (можно позаботиться об этом и возить с собой кусок доски).
При езде по бездорожью не обойтись без таких приспособлений, как, например цепи на колёса, скобы различные. А так же очень простым и эффективным средством является обычная металлическая сетка с небольшими ячейками. Она требуется для того, чтобы подложить её под колёса, не забудьте взять с собой две сетки, длиной полтора метра и шириной 30-50 см.
Передвижение по воде опасно для двигателя автомобиля. Помните, что вода попавшая на катушку распределителя зажигания или свечи - это ещё не беда (можно просто протереть всё это), хуже когда вода попала во впускной коллектор, а затем в цилиндры - это чревато гидроударом, что может означать выход из строя блока двигателя. Если вода попала в выхлопную трубу, то не пытайтесь завести автомобиль, а вытащив его из воды, поставьте его под наклоном, чтобы вода вытекла из трубы, потом, через какое-то время, попробуйте завести машину. Проехав по воде достигающей тормозных дисков, барабанов не забудьте просушить их несколькими нажатиями на педаль тормоза.
В любом случае езда по бездорожью - это экстрим, помните об этом. Бороться с различными ЧП на бездорожье Вам поможет не только опыт, но и находчивость и смекалка.