Почему дорожают наши «Лады»?
Сразу же следует сказать, что дорожают не только «Лады», но и вся продукция АвтоВАЗа.
И это уже второе в текущем году подорожание, первое было в январе 2011 года и составило в среднем 4% от первоначальной стоимости, и ожидается, что в июле стоимость наших «жигулей» вырастет еще на 3-4%, а по некоторым оценкам – до 10%. Таким образом, каждая модель станет дороже еще на 200-250 долларов.
С чем это связано? Может, наряду с ценами, наши автомобили и по своим качествам догоняют всемирно известные марки? Как бы хотелось в это верить!
Конечно, для подорожания существует множество как бы объективных причин. Это и продиктованные временем конструктивные усовершенствования самих автомобилей (электронные педали газа, установка навигационных систем и др.), и результат выполнения норм экологического стандарта «Евро-4»,одновременно с подготовкой к «Евро-5», и следствие удорожания энергоресурсов, сырья и комплектующих.
Но далеко не всем известна другая сторона этого вопроса. На плечи покупателей перекладывается не только так называемые объективные факторы, но и элементарная бесхозяйственность руководства автомобильного гиганта. Эта бесхозяйственность, а, вернее, хозяйственность наоборот, проявляется в воровстве как отдельных запчастей с конвейера, так и целых автомобилей со складов.
Воруют все и везде. По признанию руководства завода воровством занимаются 95 % рабочих. На широко известном «Железном рынке» вблизи Тольятти такой ассортимент и количество автозапчастей, что из предлагаемых там комплектующих можно собрать целый автопарк машин. И это всё не сделанные в полукустарных условиях, а новенькие, недавно с конвейера детали, узлы и агрегаты.
На изготовление украденных деталей расходуется и сырьё, и энергия, и труд рабочих, но на выходе с конвейера их просто не существует, что порождает увеличение себестоимости производимых узлов и агрегатов. Так широко стал известен случай, когда наворованные автозапчасти выносили через ведущие с завода канализационные путепроводы. Автозапчасти выносились мешками, и стоимость обнаруженных у воров автозапчастей составила более 1 миллиона российских рублей.
Но это только первичный, самый низкий уровень воровства. Следующим уровнем является вывоз «фурами» с предприятия автозапчастей и целых автомашин. Здесь воровством уже занимается руководство среднего звена, и стоимость наворованного многократно увеличивается.
Но «высшим пилотажем» является прямой вывоз продукции со складов. Так один из филиалов АвтоВАЗа, декларируя для государства из года в год убытки, за год по теневым схемам реализовал более 60 тысяч автомобилей, большинство из которых были отданы под реализацию другим частным предприятиям. Деньги от реализации этих машин на счета филиала, естественно, не поступили. И подобных схем разворовывания достаточно много, анализ их всех не входит в задачи данной статьи.
Администрация демонстрирует видимость борьбы с воровством – установлены металлоискатели, проводятся осмотры людей, проверка их на детекторе лжи и т.д. Но серьёзно бороться, вкладывать в это деньги руководству завода не выгодно. А выгодно, чтобы платил покупатель. Увеличение стоимости автомашин - это увеличение их доходов. Вот и ползут цены на наши «ВАЗ», «Lada», «Нива» автомобиль fiesta всё вверх и вверх.