Внимание - подстава!
Ты спокойно едешь по своей полосе, в машине играет приятная музыка. С другой полосы вперед тебя перестраивается автомобиль и… резко тормозит. Чпок! И ваши машины познакомились гораздо ближе, чем следует. Оплачивать их «романтический вечер» придется тебе. Потому что согласно ПДД ты не выдержал дистанцию до впереди идущего транспортного средства.
Однако, ты же ни в чем не виноват! Объяснение очень простое — ты стал жертвой «подставы». По некоторым данным, это наиболее распространенный вид автомобильного бизнеса. А описанная ситуация — одна из наиболее распространенных схем автомобильных подстав.
Суть этого явления проста. Чаще всего в «спектакле» участвуют несколько машин, которые действуют сообща и согласованно. Своими действиями они вынуждают водителя автомобиля-жертвы совершить определенный маневр, чаще всего им не запланированный. В это время одна из машин совершенно осознанно «подставляется» под удар. Все, ДТП, а проще говоря, дорожно-транспортное происшествие, готово. Думаю, тебе не составит труда угадать, кто окажется «виновником». Формальным виновником, с точки зрения Правил Дорожного Движения. Это и есть цель мошенников — чтобы все выглядело так, как будто виноват в произошедшем ты, а не они.
Как правило, затем «потерпевший» водитель предлагает «виновнику» разобраться на месте, не вызывая ГИБДД и не оформляя ДТП. Объяснения этому могут быть разные — например, что ты потеряешь очень много времени, ожидая сотрудников ГИБДД. В ход могут пойти мольбы («Машина босса, узнает — убьет») и даже угрозы.
Получив деньги, «подставлялы» едут в «свой» автосервис, где ремонтируются за копейки. А основную часть «заработка» просто кладут себе в карман. На ремонт мелких повреждений не тратятся вовсе, поэтому при внимательном рассмотрении можно найти на автомобиле следы сколов, царапины, трещины и другие повреждения на бампере, крыльях и фарах.
Обычно мошенники используют подержанные престижные иномарки, такие как Mercedes, Volvo, Audi, BMW, с тонированными стеклами, чтобы не было видно, кто сидит внутри. Номера, как правило, отсутствуют, или их не видно. На машине может быть и транзитный номер. Машина должна быть дорогой и вызывать шок у жертвы, когда та вылезет из своего автомобиля и увидит, «кого» сейчас «поцарапала».
С выбором жертвы дело обстоит просто. Это владельцы автомобилей «среднего класса», которых на дорогах больше всего. Причем, попасть в «группу риска» может как недорогая иномарка, так и новый отечественный автомобиль. Слишком дорогие машины «подставлял» не привлекают, в них вполне могут оказаться люди, которые имеют связи в определенных кругах. Слишком дешевые также ничем не рискуют, так как у их водителей скорее всего просто не будет денег даже на оплату мелкого ремонта.
Большую роль играет и твой стиль вождения. Преступники — отличные психологи, они инстинктивно улавливают страх и слабость потенциальной жертвы. Поэтому если ты ездишь неуверенно, долго думаешь перед тем, как перестроиться, и пропускаешь всех подряд — тебе есть над чем задуматься. Однако, «лихачи», которые постоянно перестраиваются из ряда в ряд, резко тормозят и разгоняются, тоже являются потенциальными жертвами «развода». Оптимальный стиль вождения — плавный, уверенный и не агрессивный.
Чтобы легче было «договориться» с жертвой, «подставлялы» стараются выбирать машины без пассажиров. Так у водителя не будет моральной поддержки, а заодно и лишних свидетелей. К сожалению не всегда в школах, где преподают обучение вождению рассказывают об этом.
Универсальных способов избежать автоподставы не существует. Схем, по которым происходит подставное ДТП, очень много и каждый день к ним прибавляются новые. Но есть рекомендации, следуя которым, ты сможешь снизить до минимума риск попадания в неприятную ситуацию. Как ни странно, все эти рекомендации донельзя банальны и наверняка тебе знакомы. Самое главное — постоянно контролируй обстановку вокруг своей машины. Не отвлекайся на посторонние вещи.
Если ты собираешься перестраиваться, то посмотри в зеркала дважды — до и во время маневра. Автомобили «подставлял» часто прячутся в «мертвых зонах» твоих зеркал, а во время маневра внезапно нажимают на газ и «впечатываются» в крыло твоего «железного коня». Если заметишь, что машина рядом резко набирает скорость — вернись на свою полосу. Кстати, лучше всего не пожалей денег и купи хорошие зеркала и настрой их так, чтобы обзор из них был максимальным.
Еще один излюбленный прием подставлял — ехать с выключенными фарами, а потом ослеплять «дальним» светом. Если заметил недалеко от себя темную машину, то будь осторожен. Если есть подозрения, что тебя преследуют, удвой бдительность и аккуратно подъезжай к ближайшему посту ДПС.
Не нервничай, если сзади тебя едет нетерпеливый водитель, без устали сигналящий тебе всем, чем возможно, чтобы ты уступила полосу. По Правилам ты обязана уступать только автомобилям, оборудованным синим проблесковым маячком. Если висящий на твоем бампере водитель все же действует тебе на нервы, то спокойно включи поворотник, оцени обстановку вокруг твоей машины и перестраивайся только если сочтешь маневр безопасным. Чаще всего, если человек действительно спешит, он сам найдет способ тебя объехать.
Если ты все же стала жертвой «подставлял», то первым делом успокойся. Собственноручно вызови ГИБДД. Не доверяй тем, которых вызвали мошенники, равно как и тем, которые «проезжали мимо» — они могут работать «в паре» с «подставлялами». Не поддавайся ни на какие уговоры, и ни в коем случае не сдвигай свой автомобиль с места аварии. Можешь позвонить кому-нибудь из друзей или близких, чтобы приехали и поддержали тебя. Кстати, вместе вам будет проще следить за машиной — чтобы мошенники не «прибавили» к ней повреждений. Иначе на деле их может оказаться гораздо больше, чем было получено при аварии.
Не паникуй, не поддавайся на провокации — и все будет хорошо! Удачи тебе на дорогах!