10 самых распространенных ошибок в вождении

1. Недостаток умственной практики

Чем сложнее задача, тем лучше будет результат от тренировок «в уме»; а автоспорт можно классифицировать как однозначно очень сложное занятие. «Умственные» тренировки – самая важная часть повышения водительского мастерства. Разминка для мозга – то, что нужно перед соревнованиями, она позволит избежать умственных «пробуксовок» в нужный момент. Можно использовать собственное воображение для реалистичного «проигрывания» в мозгу разных ситуаций, что впоследствии даст эффект того, что все это с вами уже было, и, как следствие, вызовет уверенность в себе при решении возникающих задач. Превратите трассу в своеобразное слайд-шоу, представьте его себе. Закройте глаза и «проедьте» трассу именно так, как вы собираетесь это сделать. Мысленно крутите руль, переключайте передачи и тормозите там, где нужно. Повторяйте эти «картинки» до тех пор, пока они не станут меняться плавно. А так как мозг не делает для себя больших различий между визуальным образом и образом воображаемым, практикуясь исключительно в уме, вы можете создавать, изменять или усиливать цепочки связей в нервной системе, играющие важную роль в работе нужных мускулов. Тонкие навыки или сложные техники можно мысленно «замедлить» и проанализировать; и обстановка на трассе вместе с нужными действиями может со временем стать очень знакомой. Хорошо знакомая обстановка играет важную роль в обработке большого количества поступающей информации при езде на большой скорости.

2. Двигайте глазами

Когда глаза постоянно находятся в движении, это способствует лучшему сенсорному взаимодействию с окружающей средой. Движение необходимо для получения сенсорами информации. Если вы пристально смотрите в одну точку, в поле зрения возникает кратковременное «слепое пятно». Чтобы поддерживать визуальный контакт с окружающей действительностью, осматривайте все вокруг, тщательно «прощупывайте» нужную зону, беспрерывно ищите новые данные. Где бы вы ни ехали – быстро осмотрите участок дороги перед собой. Начните с линии горизонта слева от вас и оглядите все до линии горизонта справа. Не отвлекайтесь – сканируйте и сканируйте слева направо. Используйте линию горизонта как свою внешнюю границу, но при этом сконцентрируйтесь на том, чтобы четко видеть то, что находится между вами и ней. Закройте глаза и мысленно проведите «инвентаризацию» того, что увидели. Повторите осмотр. В этот момент, когда глаза движутся, разбейте полученную картинку на шесть или восемь мысленных «кадров». Сравните первый кадр со вторым. Забавно и поразительно находить при этом детали, ранее не замеченные. Попробуйте снова, на этот раз за рулем машины на скорости. Разбивая полученную при обзоре «картинку» на несколько «снимков» знакомой обстановки, вы серьезно улучшаете вероятность собственных правильных действий в правильное время.

3. Водители не заглядывают вперед

Зрение для человека – самое главное чувство, непреложно доминирующее над всеми остальными. Не зря важнейшим из искусств для нас является кино – яркая картинка на экране полностью захватывает зрителя, а звезды платят огромные деньги визажистам за создание нужного визуального образа. Во время езды и рассматривания знакомых уже картинок необходимо смотреть вперед, в ту точку, из которой на водителя «надвигается» новая информация. Без этого нельзя увидеть перспективу, позволяющую, к примеру, увеличить скорость. Ваши глаза ведут вас за собой и контролируют правильность вашего движения. Без нужной перспективы езда на высокой скорости будет напоминать перемещения в густом тумане – ехать надо, а куда – непонятно. Взгляд вперед не только помогает водителю попасть именно в ту точку, в которую ему нужно, но также способствует концентрации. Однако одного только пристального взгляда в ту сторону, куда мы едем, недостаточно. Учитесь прогнозировать ситуацию на трассе. Как только объект, на который вы так пристально смотрели, оказывается ближе к вам, переключайтесь на те, которые еще далеко, «забегайте» вперед. Такое перемещение очень важно на большой скорости, потому что в этом случае все происходит очень быстро. Способность «заглядывать» вперед способствует уменьшению вероятности аварий.

4. Страх и паника – враги для мозга

Мозг – самый верный союзник водителя, ведь именно он позволяет ему куда-то двигаться. Однако с ним нужно хорошо обращаться – перегрузки, страх или неверное использование исходящих от него сигналов могут привести к неприятным последствиям. Например, если на большой скорости мимо водителя «пролетает» слишком много объектов, мозг иногда может не успевать их «обработать». Причиной такого явления может быть неспособность длительной концентрации взгляда на дороге впереди машины, особенно когда скорость лишь увеличивается. Увеличивающаяся скорость движения вызывает тревожность, а когда поле зрения сужается, тревожность только возрастает. Если ситуация не меняется, глаза фиксируются в одной точке, и сканирование окружающей действительности прекращается. А результатом нарастающей тревожности становится страх. Страх, в свою очередь, вызывает панику, а паника за рулем – это никогда не хорошо. Мозг, подвергшийся атаке страха, выдает организму неправильные команды: «Посмотри вон туда, немедленно!» (вместо того, чтобы смотреть в направлении движения) или «Немедленно тормози!» (в середине поворота).

5. Незаконченные дела

Самый быстрый способ определить неопытного водителя – его торопливые движения. Но они часто являются признаком не того, что у водителя еще слишком мало навыков, а того, что он пренебрег завершением их получения и совершенствованием. Так же, как в американском футболе игрок-ресивер должен «убрать от себя мяч» прежде, чем бежать с ним, так и водитель должен завершить одно движение руками, прежде чем начать другое. Парадокс состоит о том, что полное выполнение одной задачи дает вам больше времени для правильного начала другой. При отработке навыка одни и те же действия мы учимся выполнять быстрее, и, немного потренировавшись, можно четко понять, когда совсем не нужно торопиться, а когда, наоборот, нужно. Необходима уверенность в выборе нужного момента. Если возникают трудности в вождении, убедите себя в том, что на самом деле у вас больше времени для размышлений, чем вы думаете. Постарайтесь найти несколько лишних дюймов траектории движения, во время которых можно сделать более плавное движение рукой. Этих нескольких дюймов вполне достаточно, если уметь применить полученное благодаря им время. Результатом станет еще один автоспортивный парадокс: чтобы ехать быстро, вам нужно замедлиться.

6. Слишком большая скорость в повороте

Какую скорость можно считать чрезмерной? Такую, которая мешает вам выполнить нужный маневр в точности так, как вы хотели. А уж если заезжать слишком быстро в повороты, это чревато не только острыми ощущениями, но и нарушением некоторых планов: вы едете не совсем так, как хотели. Первоочередная задача тормозов – замедление автомобиля с целью достижения нужной скорости и получения нужной траектории движения. Машина может затормозить быстрее, чем она разгоняется. То есть на одинаковом отрезке пути тормоза совершают более значимые изменения в скорости машины, чем педаль газа. Главное в вождении – не скорость, а контроль. Контроль над скоростью и контроль над собой. Все время за рулем мы принимаем решения. Решения – это не наши ощущения. Решения и опыт влияют на мышление. Движения тела тоже генерируют те или иные изменения в мышлении, но ощущения от быстрой езды также можно причислить к движениям. Эти ощущения на самом деле – отвлекающий фактор и могут не иметь никакого отношения к скорости. Въезжая в поворот на слишком большой скорости, водитель может выиграть несколько сотых долей секунды и получить ощущение из разряда «Вау, как я несусь», но в итоге скорость окажется не такой быстрой, как ему кажется, и он может потерять несколько лишних секунд.

7. Физическое переутомление

При хорошей технической подготовке от водителя требуется меньше физических усилий, потому что ТТХ машины хорошо сбалансированы. Однако менее хорошо проработанная техника вождения требует столько физической и эмоциональной подготовки, сколько нужно в условиях постоянной необходимости вытаскивания себя «за волосы из болота», то есть из возникающих аварийных ситуаций. Чтобы делать что-то плохо, нужно приложить намного больше сил – это можно сравнить с ездой на машине, у которой одно колесо вот-вот отвалится. Даже прирожденный талант к вождению не заменит обучения и упорных тренировок. Начинающие автоспортсмены не должны думать, что с первого заезда начнут показывать результаты, сравнимые с чемпионскими. Опытные, но давно не практиковавшиеся водители не должны удивляться тому, что периоды бездействия скажутся на их результатах не самым лучшим образом. Определить состояние, близкое к совершенству, легко: это когда вы начинаете ощущать необходимость в наставнике. Последние секунды, как всегда, даются труднее всего.

8. Мотивация

Если вы тренируетесь за рулем только для собственного удовольствия, тогда вам совершенно ни к чему совершенствование навыков. Однако физиологические лимиты этих навыков для вас могут быть намного выше, практически безграничными, что может породить мотивы к их достижению. Или мы все уже забыли те усилия, которые прилагали для того, чтобы «делать все верно»? В наше время такое огромное значение придается постоянному самосовершенствованию и стремлению к победе над чем-то, что мы часто забываем об уроках, которые можно извлечь из поражений. Запомните: сам факт попытки сделать что-то, даже если это «не работает», порой открывает двери, которые в противном случае навсегда остались бы закрытыми. Маленькие ошибки могут вести к огромным успехам. Больше, чем любой фильм или поездка на месте пассажира вас впечатлит собственная неудача при вхождении в поворот. Она оставит долгий след в памяти в том, что касается «правильного» вождения. Займитесь самодисциплиной, сконцентрируйтесь на том, что нужно для точного попадания в точку Б из точки А. На треке фокусируйтесь на том, что происходит с вами и машиной в данный момент времени; анализ приберегите для времени после гонки. Ваша работа как водителя – изучение трудных дисциплин и их легкое претворение в жизнь. И улучшения здесь наступят только после приложения усилий.

9. Езда вне «зоны»

Большая часть любого спорта состоит в достижении ощущения того, что ты делаешь все правильно. Это некий сплав науки и искусства, иногда с примесью неизвестной магии. Чувство при этом бывает действительно сродни мистическому. Вы достигаете некой «зоны», где все идет правильно: все делается вовремя, все движения плавные, все навыки реализуются на высоте, все действия водителя за рулем происходят быстрее, лучше и точнее. В «зоне» его усилия оптимальны, не чрезмерны, выносливость повышена; водитель едет «внутри себя». Его концентрация настолько высока, что кажется, время замедлилось благодаря его уверенности в себе и контролю над происходящим вокруг. Разные доли движений или их последовательности делаются с самыми блестящими результатами. Конечно, при нынешнем уровне развития технологий вполне возможно создать машину, способную водить автомобиль. Но ее действия будут всегда предсказуемыми. Она будет «холодной». Чтобы «разогреть» ее действия, замените ее живым человеком, его контролем. Это не какой-то секретный прибор, не инструмент, это – пользователь инструмента, вот в чем разница.

10. Водители не распознают переутомление
Все в автоспорте изменяется динамично: температура, износ шин, обстановка на треке, волнение, ускользающие возможности, утомление. Когда вы устаете физически, первым делом нужно активизировать свое чувство здравого смысла. Переутомление делает траекторию вашего движения неряшливой, вхождение в повороты теряет свою точность, работа с педалью газа делается более грубой и действия водителя не «перетекают» плавно одно в другое, как раньше. Некоторое оцепенение в ощущении скорости с каждым последующим кругом – это норма. Но увеличение скорости для того, чтобы «поймать» это ускользающее ощущение, может иметь самые разрушительные последствия. Неспособность распознать свои ошибки, предугадать развитие событий и «подстроиться» под них – все это признаки потери концентрации и переутомления. Нет ничего загадочного в том, почему от него страдает качество вождения. Мы готовимся к тяжелым нагрузкам, наша мускулатура находится «на взводе» в ожидании ситуаций, которые так и не наступают. Мы устаем от пребывания в состоянии постоянной готовности, но в то же время нам нельзя расслабиться. Переутомление выступает в качестве снежного кома: усталые мускулы непроизвольно сокращаются и тем самым расходуют лишнюю энергию, снова увеличивая усталость. Переутомление вызывает концентрацию водителя не на дороге, а на собственном теле, его ощущениях. Придерживайтесь правила трех ошибок: три умственные или физические ошибки подряд означают, что вам нужно замедлиться, заехать в пит, перестроиться.

Автор:ThugAngel
Перевод: madikuz.ru
Источник: SAE International

Читайте также
Фотогалерея