Почему в России дорогой бензин

АИ-95 в России стоит дороже, чем в США почти на 25% Международное рейтинговое агентство GTZ опубликовало данные своего исследования мировых цен на бензин. Специалисты немецкой компании провели мониторинг нефтепереработки и производства бензина в 171 стране. Как оказалось, самые низкие цены на топливо в Туркмении наряду с Венесуэлой, Ираном, Ливией и Саудовской Аравией.

Так, по данным исследований, в 14 государствах розничная цена бензина с октановым числом 95 ниже мировой цены на нефть, что достигается за счет значительных государственных субсидий. В этом секторе вне конкуренции Туркмения и Венесуэла. Там литр бензина стоит 2 и 3 цента соответственно (см. таблицы).

Ко второй группе эксперты отнесли еще десять государств, которые также дотируют цены на бензин, но в меньшей степени. В нее входит Азербайджан (46 центов за литр), а также Тринидад и Тобаго (43 цента). А подавляющее большинство стран, наоборот, облагает налогами бензин, продаваемый розничным покупателям (см. таблицы). И, к сожалению для потребителей, именно в этом строю стоит Россия - крупный экспортер нефти, где бензин стоит дороже, чем в США.

Экспертное сообщество не спешит назвать положение России в этом исследовании совсем плачевным. По словам замначальника аналитического управления Собинбанка Александра Разуваева, с одной стороны, рост цен на бензин определяет рост экономического потенциала страны. «Страны, в которых низкие цены на бензин достигаются за счет субсидий государства, проводят популистскую ценовую политику. И, насколько мне известно, к примеру, на Ближнем Востоке существуют серьезные проблемы с поддержанием уровня субсидий», - отметил эксперт в разговоре с «Газетой».

Разделяет эту точку зрения и аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По его словам, субсидированное ценообразование на нефтепродукты в указанных странах сложилось исторически. «Это своеобразный социально-политический инструмент. Если не продолжать удерживать цены на нереально дешевом уровне, в странах могут начаться беспорядки. В них просто привыкли к таким ценам. Кроме того, там нет никакого рынка. К примеру, в Иране даже вводили ограничения на продажу бензина. Люди скупали его и вывозили в соседние страны, где он дороже стоит. Когда же ввели ограничения, народ стал сжигать бензоколонки», - отмечает аналитик.

В то же время Александр Разуваев считает, что цены в России могли бы быть и ниже. Иначе российский бензин не стоил бы дороже американского более чем на 22%. «Одна из проблем заключается в том, что у нас НДПИ привязан к ценам на нефть. Я полагаю, если это изменить и снизить налогообложение для нефтяников, то наши цены на бензин не будут отличаться от американских», - заявил эксперт.

Есть и другие проблемы. По словам руководителя проектов НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Севастьяна Лейбе, цена на бензин в России во многом определяется взаимодействием нефтяных компаний (НК) и государства. НК заинтересованы в том, чтобы бензин дорожал. При этом вертикально-интегрированные компании контролируют около 80% бензинового рынка России. ФАС постоянно обвиняет их в картельном сговоре. «Действительно, компаний не так много, и договориться им легко. Государство пытается остановить рост цен, повышая экспортные пошлины на нефть, так что ее становится выгоднее перерабатывать в России», - отмечает собеседник.

При этом эксперт полагает, что можно установить такие пошлины, что продавать бензин будет выгодно при цене на него в 13 рублей, а не 21, но тогда нефтяной бизнес начнет просто сворачиваться. «Кроме того, НК частично закладывают повышение пошлин в себестоимость бензина, так что цена остается стабильной, вместо того чтобы падать», - отмечает Севастьян Лейбе. В итоге, по мнению эксперта, несмотря на все сезонные спады потребления нефти, цена ее не падает. Здесь играют роль и договоренности государства с НК, как это было в прошлом году.

Аналитики отмечают, что цена зависит от себестоимости бензина, которая, в свою очередь, зависит на 50% от внутренней стоимости нефти и на 50% от остальных факторов, например, технологий переработки нефти: чем больше компании могут получить бензина из тонны нефти, тем ниже будет его цена.

По словам аналитика компании «Ак Барс Финанс» Александра Блохина, удивляться тому, что в России дорогой бензин, не стоит. «У нас в стране, к примеру, бюджет пополняется в том числе и от налогов с продажи и производства бензина. При этом низкокачественный бензин облагается меньшими налогами, чем высококачественный. В то время как в мировой практике все наоборот», - сказал в разговоре с «Газетой» Александр Блохин. Кроме того, он отметил, что в ближайшем будущем государство намерено обязать НК производить высококачественный бензин. А для этого понадобится модернизировать заводы, что повлечет за собой новые затраты НК, которые не могут не сказаться на цене бензина.

Читайте также
Фотогалерея