Диски
Замена колес или точнее колесных дисков на машине – это неотъемлемая часть любого тюнинг проекта, и возможно одна из самых полезных. Замена дисков несет в себе сразу два преимущества – первый – это уменьшение неподрессорных масс автомобиля (что означает улучшение плавности хода), а второй – это эстетический – дисков на сегодняшнем рынке настолько много, что можно найти все что душе угодно, от 20 дюймовых хромированных для шоу каров, до легкосплавных гоночных. В таком изобилии не сложно и запутаться, и статья эта была написана специально для того, чтобы пролить немного света на данный продукт и облегчить жизнь потребителю – тоесть вам и мне.
Все диски можно условно подразделить на категории по материалам – стальные, алюминиевые и магниевые; а также по методу производства для легкосплавных – литые или кованные.
Начнем со стального диска, так распространенного на отечественных автомобилях. Стальной диск появился очень давно и устанавливается на новые автомобили до сегодняшнего дня (ими до сих пор комплектуются большинство автомобилей в мире), так в чем же секрет его долговечности и популярности? Ответ на этот вопрос прост – соотношение цена-качество. Диск очень дешев в сравнение с легкосплавным за счет метода своего изготовления – берется лист стального металла, а затем методом обыкновенной штамповки и последующей сварки получают колесный диск. Ремонтопригодность так же является неотъемлемым плюсом стального диска, который не ломается как алюминиевый или магниевый, а мнется (можно и «порвать», но это возможно сделать лишь при очень большой нагрузке), что означает, что его можно выправить при наличии спец-стонка или при помощи кувалды если повреждение не большое. А если на вашей машине установлены «высокие»(большой серии) покрышки, то чтобы повредить диск, нужно будет очень постараться. Такой диск идеален для поездок на дачу или по проселочным дорогам, что было доказано многолетним использованием дисков данного типа в международных ралли. Но у таких дисков есть и недостатки – в первую очередь внешний вид, который сильно ограничен методом производства; во-вторых, стальные диски на 1-3кг тяжелее, что считается очень многим для неподрессорной массы.
Теперь поговорим о легкосплавных дисках. Как было уже сказано ранее, легкосплавные диски подразделяются на литые.
Литые диски в основном дешевле чем кованные. При производстве литых дисков часто используются сплавы на основе алюминия. Использование алюминия достаточно легко объяснить, ведь алюминий сочетает в себе такие необходимые для колесных дисков качества как прочность и легкость. Конечно, прочность алюминиевых дисков не достигает прочности стальных дисков, но производители научились доводить удельную прочность алюминиевых сплавов до достаточно высоких значений. Еще одним неоспоримым преимуществом литых дисков является возможность создания невообразимых для стальных дисков дизайнов. Также литые алюминиевые диски помогают охлаждению тормозных механизмов, благодаря большей «открытости» дизайна и высокой теплопроводности сплавов.
Но, как и у любой другой вещи, у литых алюминиевых дисков существуют и свои минусы. Например, такое их свойство как хрупкость. При сильном ударе такой диск не сомнется как стальной, а треснет, что при высоких скоростях очень опасно. Для обеспечения прочности дисков данного типа приходится увеличивать их толщину, что неизбежно приводит к увеличению их веса.
Существует еще одна особенность алюминиевых дисков – они очень быстро покрываются оксидной пленкой, что ухудшает их внешний вид. Зато, таже пленка защищает диск от коррозийных процессов. Некоторые производители покрывают диски дорогим лаком для защиты их внешности, но это, естественно, увеличивает их стоимость.
Также литые диски производят и из сплавов магния, металла более легкого чем алюминий. Диски данного типа хорошо держат удары, обладая более высокой, чем алюминий, удельной прочностью. Высокая удельная прочность позволяет снизить вес диска еще больше. В тоже время, и у магниевых дисков наблюдаются признаки образования коррозии, и потому производители используют спец-покрытия для их защиты, что, опять-такиже, увеличивает их конечную цену. В российских условиях применение таких дисков абсолютно не практично, так как зимой они могут покрыться разводами меньше чем за месяц. Также не стоит забывать, что диски не прошедшие российской сертификации могут быть очень опасны на наших дорогах, особенно в данном случае, так как магниевые диски произведенные литьем являются относительно хрупкими по сравнению со своими коваными собратьями. Такие диски могут быть достаточно прочны для западных магистралей, но запас прочности конкретных дисков невозможно определить без долговременного тестирования, так что ищите сертифицированные диски.
НУ а теперь перейдем к самым «продвинутым» дискам – кованным, методу производства также известного как горячая объемная штамповка. Технология производства кованых дисков невероятна, сложна и потому одсильна лишь крупным металлургическим заводам. Кованые диски являются наиболее совершенными легкосплавными дисками на сегодняшний день, но и наиболее дорогими. Кованые диски невероятно прочны и легки (в среднем на 2-3 килограмма меньше чем стальные штампованные). Кроме того, еще одним неоспоримым преимуществом дисков данного типа является их реакция на удары – кованые диски мнуться, а не трескаются как литые. В общем, выбор очевиден – кованным дискам равных нет.
Но есть и еще один тип дисков – составные. Диски данного типа состоят из нескольких частей, обычно двух, скрепленных металлическими болтами. Болты могут производиться из различных сплавов и металлов но наиболее предпочтительными являются титановые (менее подвержны коррозии чем стальные и прочнее многих сплавов). Остальными частями составного колеса могут являться обод и собственно диск (который, в свою очередь может состоять из нескольких других частей). В принципе к составному диску относится все уже сказанное выше, но не стоит забывать, что обод и сам диск могут быть произведены из различных сплавов и разными методами, а значит, им будут присущи разные эксплуатационные качества. К составным дискам также относятся крутящиеся диски, или спиннеры, как их называют на западе. У таких колес существуют два «под-диска» один основной – несущий, другой – декоративный, а между ними – подшипник или два (на более дорогих версиях). Кончики декоративных дисков слегка утяжелены и благодаря тому, при движение автомобиля диск крутится, а при остановке продолжает крутиться некоторое время по инерции. Такие диски были изначально созданы и запатентованы американцем Спревелл (Sprewell), и потому, иногда также упоминаются под именем спревеллс (sprewells). Спиннеры могут продаваться как целое колесо или как насадка на обыкновенное колесо.
Маркировка дисков:
Начнем ,пожалуй, с примера: PCD4x100 8Jx16 OFFSET41
PCD 5x100 - параметры крепления
5 отверстий расположенные на диаметре 100мм
8J - номинальная ширина обода в дюймах;
x16 – монтажный диаметр диска в дюймах;
OFFSET 41 - вылет диска (мм) - расстояние от привалочной плоскости диска до его оси симметрии;
или DEPORT – французкое обозначение;
или ET – английкое и американское обозначение;
Также при выборе дисков не стоит забывать что ширина обода должна быть меньше на 25-30% чем ширина профиля шины. Если не следовать этому правилу, то неизбежно ухудшатся такие параметры как управляемость автомобиля, долговечность шин и другие.