Реле указателя поворотов

Реле указателя поворотов

Устройство прерывателей
По принципу действия прерыватели
делятся на тепловые, биметаллические,
термоэлектромагнитные, электронные
контактные и электронные бесконтакт-ные. Первые два типа в пояснениях не нуждаются.
С 1975 года выпускаются электронные контактные прерыватели РС950 на 12 В и РС951А на 24 В (рис. 1), рассчитан¬ные на работу автомобиля с прицепом и способные коммутировать сразу шесть основных ламп по 21 Вт. Принципиаль¬ные электрические схемы РС950 и РС951А различаются номиналами от¬дельных резисторов. Эти резисторы указаны на рис. 1 звездочкой.
Электронный контактный прерыватель типа РС950 состоит из схемы, на которой собран таймер с частотой генерации 1,5 Гц (90 имп/с).У РС951А есть электронная защита от короткого замыкания в цепи нагрузки (на рис. 1 схема защиты выделена жирными линиями). В случае
короткого замыкания падение напряжения на измерительном резисторе будет больше, чем в обычном режиме; каскад,состоящий из транзистора и тиристора,срабатывает и блокирует работу таймера, обмотка К1 обесточится, контакты К1.1 не будут замыкаться и ток в нагрузку не поступит. Чтобы снова включить прерыватель, необходимо устранить неисправность, снять напряжение(для выключения тиристора) и вновь включить питание. Для автомобиля без прицепа выпускается модификация РС950К без обмотки К4 и контактов К4.1. На передней крышке реле уста-новлен один восьмиштеккерный разъем.Модификация РС950Б отличается от РС950 намоточными данными обмотки К2 и используется в автомобилях без боковых повторителей.Для автомобилей «Москвич—2140», имевших двухрежимную сигнализацию указателей поворота и стоп-сигналов (выпуск конца 70-х годов), был раз-работан прерыватель РС950Е. (РС950И — то же, но его можно эксплуатировать на автомобиле с прицепом).Несколько слов о двухрежимной сигнализации. Она исключает ослепление водителя идущего сзади автомобиля, с ее помощью в ночное время (при включении габаритных огней) сила све¬та фонарей стоп-сигналов и указателей поворота уменьшилась примерно на 40%. Технически это осуществлялось под-соединением в цепь ламп указателей поворота и ламп стоп-сигналов ре-зистора сопротивлением 3,3 Ом. В ука-занной ситуации схема контроля за исправностью РС950 была работоспо-собна не во всем диапазоне рабочих температур и напряжений, поэтому и появилась новая модификация прерыва-теля — РС950Е (рис. 2).
На рис. 3 представлена схема РС950П, который по функциям полный аналог РС950И, но собран на иной элементной базе.
Для автомобилей семейства ВАЗ в середине 70-х годов начали выпускать прерыватели 23.3747 (рис. 4), которые в модернизированном виде 231.3747 (рис. 5) делают до сих пор. Эти пре¬рыватели выполняют три функции: «ма¬невр», «контроль» и «аварийная сиг-нализация» (АС).
В прерывателе 23.3747 таймер и схема контроля за исправностью собраны на микросхемах К224ГГ2 и К224САЗ. Тай-мер начинает работать при подклю-чении к штеккеру трех сигнальных ламп. Схема контроля исправности ламп представляет собой токовое реле, по обмотке которого во время их горе¬ния протекает ток, создающий магнит¬ное поле, а магнитная сила замыкает контакты токового реле. Если одна лампа перегорает, то магнитное поле соот-ветственно уменьшается и контакты не замыкаются. В прерывателе 231.3747 заложен другой принцип — «контроль в паузе». То есть когда лампы не горят. Во время паузы на лампы по-дается ток небольшой величины и по падению напряжения на лампах оцени-вается их исправность.
В модернизированном прерывателе 231.3747 микросхемы заменены на от-дельные элементы. Таймер собран на транзисторах, а схема контроля — на герконе с магнитной регулировкой. Ис-полнительное реле имеет две пары кон-тактов: одна, К1.1, коммутирует сиг-нальные лампы, другая, К1.2 — кон-трольную лампу. Информацию о том, что перегорела одна из сигнальных ламп, водитель получает в виде удвое¬ния частоты мигания контрольной лампы.
Прерыватель 23.3747 можно заменить прерывателем 231.3747, хотя у первого пять штеккеров, а у второго — четыре.
На моделях ВАЗ—2108, АЗЛК—2141 и ЗАЗ—1102 используют прерыватель
49.3747 (рис. 6), который был раз-работан специально для монтажного блока 17.3722. Контрольная лампа под-ключается между штеккерами «49» (пи¬тание 12 В) и «49а» (нагрузка), она заго¬рается в то время, когда сигнальные лампы гаснут, то есть в противофазе.
8 настоящее время выпускается мо-дернизированный прерыватель 491.3747 (рис. 7), у которого для повышения помехозащищенности таймер собран на базе, состоящей из отдельных элементов.
В режиме маневрирования напряже-ние питания на прерыватель подается только после поворота ключа в по-ложение «зажигание». Аварийная сигна-лизация (АС) должна включаться не-зависимо от положения ключа. В ре-жиме маневрирования прерыватель на-чинает работать при включении на-грузки одного борта, при работе аварий¬ной сигнализации должны включаться одновременно два. При включении ава¬рийной сигнализации должна загораться в салоне на передней панели и лампа контроля. Все названные функции осу¬ществляет выключатель аварийной сиг¬нализации. Он в режиме АС запитывает прерыватель от аккумуляторной ба¬тареи, включает одновременно лампы двух бортов и в своей конструкции уже имеет лампочку, которая мигает при его включении.

Основные неисправности и способы их устранения

У всех тепловых, термоэлектро-
магнитных прерывателей основная не-исправность — сгорание обмотки из-за короткого замыкания в цепи ка-грузки. Реже встречаются механические дефекты исполнительного и контроль¬ного реле. В этих случаях прерыватель необходимо заменить. Иногда бывает такая неисправность: лампы одного борта работают с одной частотой, а при включении другого борта частота ме¬няется. В этом случае нужно проверить нагрузку. Все основные лампы должны быть одного типа с маркировкой 21 Вт. Если при включении прерывателя кон¬трольная лампа мигнет и больше не за¬горится, то следует проверить исправ¬ность ламп в фонарях указателей по¬ворота.
У прерывателей РС950Е, РС950И, 231. 3747, 49.3747 отказ в подавляющем боль-шинстве случаев объясняется выходом из строя микросхемы К224ГГ2, которую можно заменить, хотя эту операцию простой не назовешь. В автомобильных магазинах и в магазинах радиотоваров продается «Ремонтный комплект для прерывателей», в него входят две микро¬схемы К224ГГ2 и К224САЗ. Этот набор выпускает ПО «Восход» в Калуге. При¬мерно 5% всех неисправностей состав¬ляет отказ радиоэлементов и 5% — неисправность исполнительного реле, чаще механический обрыв проводника.
С заменой микросхем отдельными элементами количество отказов в эк-сплуатации уменьшилось. Это было до-стигнуто не только использованием электронной схемы с повышенной по-мехозащищенностью, но и такими техно-логическими мероприятиями, как сто-процентный входной контроль радио-элементов и двухчасовая терл/од/it?«три-ческая тренировка каждого :j~i&^трон-ного прерывателя. Особо хочется ска-зать о предохранителях в цепях пре-рывателя. Исследуя отказы, мы уста новили довольно простую закономер-ность. Если из госсектора в основном поступают прерыватели с обгоревшими обмотками токового реле и герконов, расплавленными контактами исполни-тельного реле, то от любителей — прерыватели с отказом радиоэлементов или, в 10% случаев, полностью работоспособные.

Принципиальные электрические схемы прерывателей указателей поворота:
1 — РС951А, PC9SO, РС950Б, РС950К; 2 — РС950Е; 3 — РС950П |Н); 4 — 23.3747; 5 — 231.3747; 6 — 49.3747; 7 — 491.3747.
Принятые условные обозначения: П — переключатель; ПП — правый, прицеп; ЛП — левый, прицеп; КП — контрольная лампа прицепа; ПБ — правый борт; ЛБ — левый борт; ПТ — правый передний, тягач; ЛТ — левый передний, тягач; ПЗ — правый зад-ний, тягач; ЛЗ — левый>задний, тягач; КТ — контрольная лампа тягача.

Реле указателя поворотов

Причина отказов в первой группе — отсутствие плавких предохрани¬телей. Что только не устанавливают вместо них! Лично я видел в качестве предохранителя даже дужку от ведра. Аргумент в пользу плавкового пре¬дохранителя его цена — 14 копеек. Цена прерывателя — 18 рублей.
Сейчас появился новый дефект, ко-торый приносит много неприятностей: отсутствие соединения в цепи питания или нагрузки. Он чаще встречается в новых автомобилях. Из-за этого в ре-монт попадает примерно 10% пре-рывателей. Если контакт плохой, то сра-батывает схема контроля и реле рабо-тает с удвоенной частотой (231.3747 и 491.3747).-

О замене одного типа прерывателя другим
К примеру, вы хотите заменить РС57 или РС491 другим прерывателем, чтобы оснастить автомобиль АС. Наиболее под-ходящим для этой цели будет 231.3747. Из трех отечественных выключателей аварийной сигнализации (ВК422; 24.3710 или 37.3710-10) подойдет любой. Ис¬пользуя схемы, сначала вычертите схему включения, а затем приступайте к со¬ответствующей переделке. Это довольно сложная работа, и лучше доверить ее специалисту. Для тех же целей подойдет и прерыватель электронный сигнальный (ПЭС-2), который делает костромской электромеханический завод. Он не идет на комплектацию, а выпускается только в качестве товара народного потребле¬ния и поступает в продажу. Унифици¬рованный присоединительный разъем позволяет включать его взамен пре¬рывателей РС950, РС950Б, 23.3747 й-231.3747 без каких-либо переделок. ПЭС-2 имеет встроенную защиту в цепи на¬грузки и транзисторный выходной ка¬скад, который не создает радиопомех при работе прерывателя.
В заключение хочу дать несколько советов уже не как специалист, а как автолюбитель.О предохранителях. Если нет «фирменного» плавкого предохранителя,
можно использовать фольгу от сигаретной упаковки. Полоска шириной 1,5—2,0 см при длине 2,5 см примерно
соответствует предохранителю на 6—9 А.
О дополнительной нагрузке. Напри-мер, вы изготовили прицеп и хотите знать, можно ли подключить лампы указателей поворота прицепа к задним лампам тягача. По нагрузке можно. Все электронные контактные прерыва¬тели на выходе имеют исполнительное реле (я уже говорил об этом), которое может коммутировать до шести ламп по 21 Вт. А из соображений безопас¬ности — нельзя. В таком случае нару¬шится работа схемы контроля и вы не будете знать, если перегорит одна сиг¬нальная лампа. И когда к нам приходят письма, где сообщается «уже пять лет я и мои товарищи эксплуатируем прерыватель 23.3747 с тремя лампами в нагрузке и ничего не произошло, он не сгорел», мы думаем, слава богу, что ваши головы целы!
Автомобили последних лет хоть и по-тихонечку, но обрастают электронными приборами, а культура обслуживания остается старой. Часто зимой пускают двигатель от «катюш», у которых на выходе может возникнуть напряжение 220 В. При сварочных работах необ-ходимо предохранять электронные при-боры даже от кратковременных пере-гревов. Перегрев уменьшает срок службы электронных приборов и вызывает их внезапный отказ.

Читайте также
Фотогалерея