Разбираем генератор 2101
Этот агрегат — один из самых долго-вечных, но чтобы он надежно служил до капитального ремонта двигателя (обычно 160—200 тысяч километров про-бега), рекомендуется в середине этого срока снять его и разобрать для ре-визии, очистки и смазки. Иногда это приходится делать и раньше для за-мены деталей, если возникают такие неисправности, как отказ тягового реле (обычно из-за окисления или обгорания его силовых контактов), нечеткое срабатывание обгонной муфты, когда изнашиваются расположенные в ней ро-лики или канавки для них, или же при снижении мощности стартера из-за износа щеток или коллектора.
Прежде чем разбирать сильно загрязненный стартер, моем его снаружи керосином или бензином.
Начинаем с тягового реле. Отсоединяем от него, отвернув немного гайку, вильчатый наконечник провода (фото 1)
идущего к обмоткам статора. Свинчиваем три гайки со шпилек (фото 2)
и снимаем реле (фото 3)
выводя его шток из зацепления с рычагом стартера. Отворачиваем три гайки (фото 4)
и, отодвинув от реле пластмассовую крышку, извлекаем из нее два контактных болта (фото 5).
Их головки и пластина на штоке реле (указана стрел¬кой) со временем окисляются и обгорают, из-за чего контакт между ними ухудшается. Для его восстановления надо зачистить поверхности напильником или шкуркой или перевернуть болты и пластину, чтобы соприкасались их неповрежденные поверхности.
Далее снимаем четыре щетки (фото 6),
доступ к которым открывается после удаления закрывающей их ленты, выполненной в виде хомута. Для оттяжки пружин, прижимающих щетки, удобно использовать крючок, согнутый из куска подходящей проволоки. Отвернув две гайки со стяжных шпилек, снимаем заднюю крышку (фото 7)
и корпус (фото 8)
Посредством плоскогубцев удаляем шплинт (фото 9)
и подходящим стержнем и молотком выбиваем ось рычага привода (фото 10).
Теперь можно рассоединить крышку и якорь (фото 11)
и, удалив упорную шайбу (фото 12),
закрытую сверху кольцом, снять с его вала обгонную муфту.
Все детали промываем, сушим и осматриваем. Щетки, если их длина стала меньше 12 мм, надо заменить. Поверхность коллектора выравниваем наждачной шкуркой и очищаем пазы между его пластинами.
Перед сборкой смазываем винтовые шлицы вала якоря, втулки в обеих крышках и шестерню моторным маслом, а поводковое кольцо привода — смазкой Литол-24.
Осевой свободный ход вала якоря должен быть 0,07—0,7 мм. Регулируем его шайбами, находящимися возле упор¬ной шайбы (указаны стрелкой на фото 11).