Восемь одинаковых зазоров
десять лет, как с конвейера сошли первые «жигули», а пробле-мы их эксплуатации, обслуживания по-прежнему широко обсуждаются среди автомобилистов. Да они, вероятно, и не могут уйти с повестки дня, хотя бы по-тому что армия владельцев машин этой марки постоянно пополияется.
Очевидно, что для каждого нового по-коления приверженцев «жигулей» опыт
не менее 20 мм. Поверхность ее, как и все рабочие поверхности клапанного привода, должна быть зеркальной. Ни-каких задиров или случайных помех — это одно из постоянных условий,- пото¬му что у всякого высокооборотного дви-гателя очень сильные клапанные пру-жины и большие контактные нагрузки в трущихся парах. А отсюда — высокие требования этих моторов к маслам,
евого мяса», что и подтолкнуло эту опору рычага повыше к распредели- тельному валу.
А теперь зажжем в цилиндре рабочую смесь и заставим пламя как сле¬дует обработать выпускной клапан. Время и качество этой обработки будет зависеть от задуманной нами продол¬жительности поездки и оборотов дви¬гателя. Число оборотов здесь играет немалую роль,
предыдущего будет только на пользу, особенно если он касается таких дели-катных работ, как регулировки самых нагруженных узлов. К числу их у ва-зовских автомобилей относится прежде всего клапанный механизм. Тонко наст-роенный, он заметно отличается от всех ранее применявшихся на отечествен¬ных моторах конструкций кинематиче¬ской схемой. У него нет массивных осей и качающихся на них привычных коромысел, нет ввернутых в них регули-ровочных винтов, длинных штанг и от-дельных толкателей. Он прост и, как это ни парадоксально, в этом слож¬ность. Его внешняя обманчивая про¬стота и легкость, позволяющая двига¬телю развивать знакомые прежде толь¬ко гонщикам обороты в 5500—6000 об/мин, требует неукоснительного со¬блюдения предписанных конструктора¬ми условий работы: точно, выдержан¬ные (ни в коем случае не меньшие!) за¬зоры в "приводе клапанов, исправное со¬стояние системы смазки, высококачест¬венные масла и топливо, четко отрегу¬лированные рабочие процессы в цилин¬драх.
Схема привода клапанов двигателей ВАЗ представлена в инструкции. Вдоль головки цилиндров сверху в литом алюминиевом корпусе подшипников (с зазорами не менее 0,069 мм и не более 0,110 мм) на пяти опорных шейках ле-жит распределительный вал. Под ним поперек, опираясь одними концами на торцы тонких стеблей клапанов, а дру-гими — на зеркальные сферические головки стальных регулировочных бол-тов, расположились рычаги. Регулиро-вочные болты через стальные же резь-бовые втулки ввернуты в тело головки цилиндров и законтрены гайками. Бол-ты и рычаги сферами прижаты один к другому специальными пружинами, не позволяющими рычагу занимать про-извольное положение на опорных дета-лях. На каждом рычаге для контакта с кулачком сделана площадка шириной
их чистоте, вязкости и стабильности всех химических параметров.
Есть в клапанном приводе тонкости и другого свойства, имеющие прямое отношение к молекулярной физике, или, говоря обыденным языком, свой-ству твердых тел менять размеры при нагревании и- охлаждении.
Давайте мысленно разрежем головку «жигулевского» двигателя поперек, че-рез клапан, рычаг его привода, регули-ровочный болт и кулачок распредели-тельного вала. Представим себе все эти детали в рабочем положении со строго установленным зазором 0,15 мм между рычагом и кулачком и начнем нагре-вать их все одновременно до рабочей температуры, условно до 100° С.. Пока тепло передается охлаждающей жидко-сти, да она еще и перемешивается, на щитке приборов будет все в норме — 90—95° С. По мере роста температуры вы увидите, как стала «разбухать» алю-миниевая головка цилиндров. Разуме-ется, невооруженным глазом это труд¬но разглядеть, но даже самый доступ¬ный нам индикатор покажет, что каж¬дые 100 дни линейнего размера голов¬ки выросли на 0,23 мм. Вместе с увеличившейся в высоту головкой цилинд¬ров приподнялся распределительный вал, лежащий в алюминиевом же кор¬пусе. Зазор между кулачком и рычагом сильно вырос, но он держится в таком виде только до той поры, пока не про-грелись две опоры рычага'— клапан и регулировочный болт. Наконец, темпе-ратура всех деталей 100° С. А что с за-зором? Теперь его величина 0,2 мм, и причина этого в том, что коэффициент линейного расширения стали (ведь из нее сделаны клапан, регулировоч¬ный болт и его втулка) в этом интер¬вале температур почти вдвое меньше, чем у алюминия. И если бы обе опоры — клапан и болт были одинаковы, то зазор увеличился бы еще больше, но болт вместе с втулкой вдвое короче и под ними солидный кусок «алюмиииевого мяса», что и подтолкнуло эту опору рычага повыше к распредели- тельному валу.
А теперь зажжем в цилиндре рабочую смесь и заставим пламя как сле¬дует обработать выпускной клапан. Время и качество этой обработки будет зависеть от задуманной нами продолжительности поездки и оборотов двигателя. Число оборотов здесь играет немалую роль,
Распределительный вал «жигулей» со следами неправильной регулировки зазоров: I —IV —V—VIII — кулачки выпуск-ных клапанов; II —III —VI — VII — кулачки впускных клапанов; 1 — след от перекошенной пружины рычага; 2 — характерные для малого зазора задиры на «секторе отдыха» кулачки; 3 — задиры на кулачках впускных клапанов несколько слабее, но последствия для самого кулачка, также