Итоговый обзор рынка шин в России за 2015 год

26.05.2016 20:12
Итоговый обзор рынка шин в России за 2015 год

По мнению Дмитрия Сокова, занимающего пост гендиректора АО «Кордиант», снижение темпов реализации новых транспортных средств на территории РФ никак не отразилось на отечественном шинном рынке. В процессе круглого стола, посвященного анализу рынка шинной продукции в России, представитель российского производителя шин выразил уверенность в том, что сегодня ситуация на рынке вполне стабильна и предсказуема.

Как отмечают представители «Кордианта», в прошлом году емкость рынка новых авто существенно снизилась, и в грядущем году эта тенденция сохранится. При этом рынок шинной продукции демонстрирует менее печальные итоги. Так, в 2015 году снижение его объемов составило лишь 17%. В следующем году аналитики прогнозируют сокращение в пределах 6%.

«Нынешняя бизнес-среда почему-то считает, что рынок шинной продукции неразрывно связан с рынком автомобильной техники. Однако это мнение верно лишь частично. Объемы шинного рынка от спроса на поступающие в автосалоны машины зависят лишь процентов на двадцать. Рынок автопокрышек менее переменчив, чем сфера продажи новых транспортных средств. Здесь мы имеем возможность наблюдать относительное постоянство», - отметил Соков.

Легковая резина сегодня стала менее востребованной – спрос на нее снизился на 17%. И если зимние покрышки еще хоть как-то держатся, то летние упали основательно. Специалисты шинного производителя связывают подобную тенденцию с так называемым отложенным спросом: снижение продаж шин для зимней эксплуатации продолжалось на протяжении трех лет, летние же покрышки начали терять популярность относительно недавно. Разумеется, наибольшей популярностью пользуется продукция средней ценовой категории. Экономические проблемы в стране лишь повышают спрос на них. Самые высокие продажи в этом сегменте зафиксированы среди продукции Данлоп (13%), Кордиант (12%) и Йокогама (12%). На долю самой дешевой резины приходится чуть менее 8% рынка, а шины самого высокого уровня занимают около 27%.

Участники совещания отметили существенное сокращение объемов ввоза зарубежной продукции, спровоцированное обесцениванием национальной валюты. В прошлом году на территорию РФ было завезено менее 14 миллионов штук легковых шин – на 31% меньше аналогичного показателя 2014 года.

Как известно, сегодня в Россию в основном ввозятся покрышки японского и корейского производства. В прошлом году поставки японских шин достигли уровня 24%, из Кореи было импортировано лишь 14% покрышек, а объем китайской резины составил 12%.

Зато на 9% увеличилось внутреннее производство. В 2015 году отечественные компании выпустили порядка 37 миллионов экземпляров шин, 50% из которых отправились на экспорт. Как правило, российские покрышки поставляются в чешские, финские и немецкие салоны, однако с недавнего времени компания Кордиант наладила партнерство с бразильскими фирмами по продаже авторезины. На территории России функционируют филиалы таких гигантов, как Пирелли, НКШЗ, Нокиан. Пару лет назад новые производства здесь также открыли Йокогама и Континенталь. Бриджстоун планирует через полгода запустить предприятие в Ульяновске, рассчитанное на ежегодный выпуск порядка двух миллионов шин.

Эксперты компании «Кордиант» отмечают стабильный спрос на свою продукцию на отечественном рынке легковой резины. Однако это не мешает ей продолжать осваивать новые географические горизонты. Так, 2015 год стал для производителя периодом завоевания восточноевропейского, западноевропейского и южноамериканского рынков. На протяжении следующих двенадцати месяцев компания планирует представить свою продукцию на рынках Канады и Соединенных Штатов Америки.

Кардинально изменилась в прошлом году процедура ввоза грузовых цельнометаллокордных шин. В декабре Евразийская экономическая комиссия приняла решение о введение дополнительных налогов на импорт грузовых покрышек китайского производства. В сочетании с резкими колебания курсов валют это привело к резкому сокращению (примерно на 17%) количества шинной продукции из Китая на российском рынке.

Общее снижение импорта грузовых ЦМК шин за прошлый год достигло 34%. При этом объем реализации покрышек зарубежного производства в России достиг отметки в 66%. Наращивание темпов и объемов внутреннего производства позволило достичь результата в 40%. Сам «Кордиант» на 85% загрузил свои мощности, практически на 100% увеличив количество выпускаемой продукции.

«На самом деле, мы осуществляем деятельность в соответствии с государственной программой вытеснения и замещения импорта. Оценив текущую ситуацию на рынке и выявив увеличившийся спрос на цельнометаллокордные шины, мы приняли решение развиваться в этом направлении. Так, значительно расширилась площадка Ярославского шинного завода за счет ввода дополнительных мощностей. Новое производство АО «Кордиант» функционирует уже на протяжении двух лет. В прошлом году мы смогли в два раза увеличить объемы производства путем расширения линейки типоразмеров выпускаемых шин», - рассказал Дмитрий Соков.

Снижение количества ввозимых в прошлом году шин ЦМК никак не отразилось на экспорте отечественной продукции этого сегмента. Напротив, значительно увеличились поставки цельнометаллокордных покрышек для грузовиков в страны СНГ. Благодаря этому сегодня торговая марка Кордиант входит в число лидеров шинных рынков Белоруссии и Казахстана.

Сам господин Соков считает, что правительство не слишком старается защитить отечественный рынок от наплыва подделок: процедура прохождения таможни еще не отрегулирована и далека от идеала, из-за чего рынок с завидной регулярностью пополняется некачественными контрафактными изделиями. Чтобы перекрыть поток незаконно поставляемых на территорию РФ азиатских шин, отечественным производителям необходимо сгруппироваться с представителями госорганов и направить все усилия на борьбу с «серым импортом». Это достаточно важный вопрос, поскольку езда на некачественных шинах крайне небезопасна для всех участников движения и вредна для окружающей среды.

К слову, экологическая составляющая была вынесена в отдельную тему для обсуждений. «Утилизация покрышек для нас всегда являлась одной из наиболее приоритетных задач. Из миллиона тонн отработанных покрышек переработке подвергаются лишь десять процентов. Порядка 60 тысяч тонн резины пускается на производство крошки». Столь незначительный процент утилизации представитель шинного производителя объяснил дороговизной перерабатывающего оборудования и применяемых методик, недостаточностью спроса на итоговый продукт переработки, отсутствием помощи со стороны государства, невозможностью организовать эффективную программу сбора шин.

В прошлом году индустрия шинного производства из Минэнерго пришла в Минромторг. Это важное событие позволило несколько притормозить процесс вытеснения из рынка его китайских участников. Сейчас обстановка в этом сегменте несколько стабилизировалась, а для устранения некоторых проблем намечено плодотворное сотрудничество с таможенниками и Минпромторгом. В перечень задач первостепенной важности войдет урегулирование тарифов на прохождение таможенных пунктов, введение запрета на ввоз шин, уже побывавших в эксплуатации, устранение пробоем с переработкой и т.д.

Аналитики АО «Кордианта» предсказывают некоторое снижение в сфере реализации легковых автопокрышек на территории РФ. Тем не менее, приобретенные в 2012 году (в период рекордно высокого спроса) машины будут нуждаться в замене покрышек.

В сегменте грузовой резины прогнозируется двухпроцентный рост, спровоцированный так называемы отложенным спросом. Что касается цен, то они увеличатся ориентировочно на восемь процентов. Это также касается продукции, произведенной внутри страны. Дело в том, что основная часть сырья, необходимого для производства покрышек, приобретается за валюту.

Не менее веской причиной для повышения стоимости является введенная недавно ставка налога на переработку, которая теперь превысила семь тысяч рублей за тонну.

Читайте также
Фотогалерея